Арктика сегодня: стратегия и логистика
Работа над стратегией развития нашей Арктики до 2035 года продолжается. По словам представителей правительства, она должна завершиться к 1 декабря текущего года. Документ носит очень важный характер – именно от него так или иначе зависит, как будет строиться наше присутствие в Арктическом регионе, на что будет делаться ставка в его освоении, куда пойдут значительные государственные и частные средства. В свою очередь, система преференций для инвесторов, желающих реализовать в Арктике новые проекты, должна начать работу с 2020 года. Ждём и продолжаем наблюдение.
«Новатэк» готовится к перемещению своих перевалочных мощностей из Норвегии на российскую территорию. На данный момент схема работы на западном направлении выглядит так: добытый на «Ямал СПГ» газ сжижается и закачивается в танкеры ледового класса, самостоятельно идущие в сторону небольшого портового городка Хоннингсвог в Норвегии, на рейде которого СПГ перекачивают в «обычные» СПГ-танкеры. Оттуда СПГ расходится по газовым хабам Европы, а ледокольные танкеры выдвигаются обратно, в Сабетту. Сделано это для экономии: транспортировка газа судами ледового класса позволяет не тратиться на проводку и обеспечивать регулярность поставок, но при этом дальше, в более тёплых акваториях, возить газ ледокольными танкерами экономически неоправданно, отчего и было реализовано это решение с перекачкой. Теперь, стало быть, всё это будет проделываться в Мурманской области, предположительно в районе острова Кильдин. Что же, так оно, пожалуй, и подешевле, и понадёжнее будет.
Александр Стоцкий