Арктика за неделю: Госкомиссия, стройотряды и новые инициативы
Центральным событием уходящей недели стало заседание президиума Госкомиссии по Арктике, состоявшееся в Мурманске. В рамках заседания, прошедшего с участием ключевых арктических руководителей федерального и регионального уровней, был рассмотрен целый ряд вопросов, имеющих первостепенное значение для нашего Заполярья. Хотелось бы выделить, в частности, следующие темы:
- Льготы. В Минвостокразвития ожидают, что законопроект по льготам поступит на рассмотрение Государственной Думы 6 февраля следующего года. Министерство приложит усилия к тому, чтобы Дума отработала законопроект по ускоренной процедуре, рассмотрев его до апреля 2020 г. В таком случае, новая система преференций сможет вступить в силу в июле следующего года.
- Эффект преференций. В правительстве оптимистично оценивают перспективы введения системы льгот для компаний, вкладывающих свои средства в Заполярье. Согласно подсчётам кабмина, реальный осязаемый эффект от притока инвестиций, привлечённых в регион благодаря налоговым послаблениям, сможет проявиться в перспективе 2-3 лет.
- Финансирование. В течение 2020 г. Фонд развития Дальнего Востока собирается выделить на проекты, реализующиеся в Арктической зоне, порядка 15 миллиардов рублей.
А теперь перейдём к другим, не менее важным, новостям недели.
Стройотряды возвращаются. Президент дал правительству ряд поручений, касающихся восстановления практики студенческих стройотрядов в общегосударственном масштабе. Одной из целей мероприятия является пополнение числа строителей, занятых на возведении арктической инфраструктуры. Для этого запускается всероссийская акция «Снежный десант», в рамках которой учащиеся высших и средних специальных учебных заведений получат возможность поработать в летнее время за Полярным кругом.
С полимерами всё в порядке! «Газпром» готовит проект строительства гигантского газохимического комплекса на полуострове Ямал. Речь идет о производстве полимеров на базе Бованенковского кластера месторождений. Предполагаемая мощность завода составит порядка 3 млн т полиэтилена и полипропилена в год. В проект, оцениваемый примерно в 1 трлн руб., могут войти РФПИ, саудовская Sabic и азербайджанская SOCAR.
Новая супер-верфь? Задачи освоения нашей Арктики настолько масштабны, что впору задуматься о выведении отечественного судостроения на качественно новый уровень. По мнению руководства «Росатома», отвечающего за судоходство по Севморпути, действующих и строящихся мощностей недостаточно для сооружения новых судов в нужных количествах. Атомщики считают, что России не обойтись без создания ещё одной суперверфи, которая возьмёт на себя бремя выполнения части заказов растущего коммерческого арктического флота.
ПАТЭС: есть контакт! Первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» начала подачу электроэнергии в сеть Чукотского автономного округа. В 2020 году ПАТЭС предстоит подключить к тепловым сетям Певека и сдать в промышленную эксплуатацию.
Ходовые завершены. Головной атомоход проекта 22220 «Арктика» успешно завершил первый этап ходовых испытаний. «Арктика» вернулась на завод, где продолжатся работы по завершению строительства. Сдача этого передового и (до постройки «Лидера») самого мощного ледокола в мире намечена на май следующего года.
Подводный газовоз. КБ «Малахит» работает над необычным проектом – подводной лодкой, предназначенной для перевозки сжиженного природного газа. Транспортная субмарина длиной 360 метров смогла бы заменить надводные танкеры, используемые на наших действующих и перспективных полярных газодобывающих проектах.
Туризм в ЧАО. Правительство Чукотки приняло Стратегию развития туризма до 2025 года. Как предусматривает этот документ, к 2025 году турпоток на Чукотку должен увеличиться в два раза и составить 50 тыс. человек в год. Основной акцент будет делаться на развитии экологического, этнографического и круизного туризма.
Вот и всё на эту неделю. Оставайтесь с нами, любите Арктику, следите за нашими выпусками полярных новостей!
Александр Стоцкий