Арктика за неделю: климат, сочинские решения, стратегия развития СМП
Прошедшая неделя была богата крупными событиями. Президент повстречался со своим финским коллегой, дав зелёный свет работе над Арктическим саммитом, исследователи из Санкт-Петербурга обнародовали итоги работы над оценкой воздействия потепления на Арктику, капитаны индустрии и представители исполнительной власти обсудили стратегии развития СМП. Поговорим об этих и других новостях.
Климат и экономика. Петербургские учёные представили результаты исследования влияния климатических факторов на нашу арктическую экономику. По их данным, в Арктике будет понемногу теплеть, вырастет и количество осадков (причём и то, и другое будет более выражено в азиатской части АЗ РФ, чем в европейской). Доступность региона увеличится, что положительно скажется на работе предприятий ТЭК; благодаря потеплению снизятся расходы на отопление и, соответственно, на Северный завоз; улучшится положение дел в сельском хозяйстве. Из минусов – ухудшение материковой логистики из-за повышения количества осадков и возможный рост смертности.
Сочинские переговоры. На этой неделе российский и финский президенты провели встречу. Обсуждалась в том числе и арктическая тематика: финны предложили провести Арктический саммит, а наши их в этом поддержали. Ещё один пункт, по которому стороны достигли согласия – арктическая экология. В целях снижения выброса чёрной сажи было решено подумать о переходе на более экологичное топливо в высоких широтах.
Стратегическое совещание. В Сабетте прошло серьёзное мероприятие – встреча представителей правительства, регионального руководства и крупных корпоративных игроков, посвящённая выработке стратегии развития СМП. Был принят целый ряд важных решений, в частности – решение о создании межведомственного проектного офиса по Севморпути. Кроме того, совещание определило основные магистральные направления развития СМП. Среди таковых – дальнейшее наращивание инфраструктуры, синхронизации освоения месторождений с инфраструктурными проектами, увеличение коммерческого и ледокольного флота, совершенствование систем обеспечения навигации и создание перевалочных центров на западных и восточных границах СМП в безледовых зонах.
Поговорим о СШХ-2? Руководство ЯНАО всерьёз задумывается о продлении строящейся региональной магистрали – Северного широтного хода. По замыслу, теперь его надо соединить с портом Сабетта, что позволит связать материковую железнодорожную артерию с Севморпутём. Как утверждают в администрации, проект уже достаточно глубоко проработан, а власти субъекта ведут подготовку к заключению концессионного соглашения.
Коррекция законодательства. «Газпром» просит правительство пересмотреть нормы отечественного закона, регулирующего использование территориальных вод. Основная проблема – требования, фактически ограничивающие применение технологии геологоразведки на шельфе с помощью насыпных островов (а именно такой способ корпорация собирается задействовать в Арктике). Посмотрим, что скажет Минприроды.
Перевалка в Видяево? В рамках своей политики сокращения транспортных расходов газовики хотели бы заполучить возможность перегрузки СПГ с ледокольных танкеров на обычные на выходе из замерзающих акваторий. Смысл этой операции в том, что фрахт и эксплуатация специализированных ледокольных танкеров обходятся значительно дороже, чем использование стандартных газовозов, да и сокращение транспортного плеча танкеров ледового класса позволяет сэкономить на постройке новых таких судов. Именно с такой целью «Новатэк» решил пообщаться с военными на предмет использования губы Ура, где расположена база СФ Видяево. В случае успеха переговоров там может появиться перевалочный СПГ-терминал годовой мощностью 20 млн тонн.
Ледокольные планы. В СМИ попали данные из проекта комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 г., подготовленного Минэкономразвития. Министерство закладывает на развитие нашего ледокольного флота 163,8 млрд рублей. Деньги поступят как из бюджета, так и от частных игроков.
Новый комплекс на Новой Земле. «Первая горнорудная компания» собирается запустить комбинат по добыче и переработке свинцово-цинковых и серебросодержащих руд к 2023 г. На данный момент уже завершена геологоразведка, выполнен комплекс полевых инженерных изысканий, разработаны основные технические решения.
Норвежцы хотят на Мурман. Норвежская компания «Кимек» планирует развернуть свои судоремонтные мощности в Мурманской области. Соседи полагают, что объёмы судоходства в этой части Арктики вполне позволят новому СРЗ найти свою нишу и регулярно получать заказы.
Такие вот арктические дела. Читайте нас, думайте об Арктике и работайте на её благо вместе с нами!
Алексанр Стоцкий
26 августа 2018