Арктика за неделю. Севморпуть задаёт повестку дня
На этой неделе в центре внимания находился Северный морской путь. Тому есть серьёзные причины. Севморпуть – это не только огромная транспортная магистраль, но и стержень нашего присутствия в Арктике, своего рода локомотив её освоения. А с недавних пор – ещё и официальный приоритет развития в общенациональном масштабе.
Главная новость тут – неуклонное увеличение грузопотока. За первый квартал этого года через СМП прошло почти вдвое больше грузов, чем за аналогичный период прошлого 2017-го. Росморречфлот полагает, что по итогам года грузооборот вырастет на 20-40%. В абсолютных цифрах это 12-14 миллионов тонн. Для сравнения, в 2017 году перевезли около 10 миллионов. В общем, рост налицо, и темпы его впечатляют. Если так пойдёт и дальше, то президентскую установку – к 2025 году перевозить по Севморпути 80 миллионов тонн – можно будет закрыть раньше срока.
А вот с тем, кто и на каких условиях будет управлять этой стратегически важной магистралью, сохраняется некоторая интрига. Напомню, что правительство уже какое-то время работает над поправками к законодательству об СМП. На днях вице-премьер (и по совместительству глава Госкомиссии по развитию Арктики) Д. Рогозин заявил, что новый законопроект практически готов и скоро пойдёт в Думу. Согласно проекту, значительные полномочия на Севморпути получит корпорация «Росамтом». Логика такая: у кого ледоколы (а они именно у «Росатома»), тот пусть и несёт основную ответственность за СМП: выдаёт разрешения на проводку судов и распоряжается береговой инфраструктурой.
Однако вскоре выяснилось, что у Минтранса позиция немного другая. Да, «Росатом» ключевой игрок на Севморпути. Но разрешения на проводку уже и так даёт одной из учреждений Росморречфлота. Береговая инфраструктура? Тоже расхождение: Минтранс считает, что «Росатом» должен владеть и управлять только тем, что сам и построил. В остальном принципиальных разногласий нет.
В общем, идёт нормальный административный процесс. Люди сидят и думают, как сделать так, чтобы учесть все отраслевые интересы, при этом добившись позитивных изменений. Поэтому на вопрос «Чем сердце успокоится?» отвечаю: «Сердце успокоится компромиссом». Здравым компромиссом между всеми участниками. А это значит, что законопроект так или иначе согласуют и передадут в Думу.
И о международных новостях.
Понятно, что в целом отношения России и Запада сейчас, мягко говоря, не отличаются особым дружелюбием. Но Арктика – светлое пятно на этом фоне. Ушедшая неделя принесла тому несколько подтверждений.
Во-первых, Финляндия – в очередной раз – заявила о том, что конфронтация не должна отравлять международные отношения в Арктике. Немудрено, ведь от сотрудничества с соседями напрямую зависит нормальная жизнь полярных стран. Поэтому давайте, мол, быть прагматиками и в Арктику свои «разборки» не тащить. Хельсинки говорит: пока что международная кооперация в регионе не пострадала, вот пусть так будет и дальше. Мы тут с ним абсолютно согласны: Арктика должна всегда оставаться территорией диалога.
Во-вторых, о сохранении сотрудничества с Россией по арктическим проектам заявила и французская компания «Тоталь». Тут надо напомнить, что французы – одни из наших основных партнёров по проекту «Ямал СПГ» и потенциальные участники проекта «Арктик СПГ-2». В общем, санкции санкциями, а расставаться с прибылью «Тоталь» не планирует. И это правильно.
Оставайтесь с нами, читайте наши обзоры, болейте за нашу Арктику!
Александр Стоцкий
27 апреля 2018