Арктика за неделю: СШХ, «Белкомур», «Экспресс-РВ» и «Атомфлот»
За неделю в Арктике произошло немало интересного. В центре внимания экспертов, общественности и СМИ находился целый ряд разнообразных тем – инфраструктура, геологоразведка, развитие транспорта и связи, международное сотрудничество. Вот основные события ушедшей недели:
СШХ. Похоже, Северный широтный ход будет сооружён раньше, чем планировалось. Как явствует из слов губернатора ЯНАО, строительство моста между Салехардом и Лабытнанги (а это один из принципиально важных участков СШХ) начнётся не в следующем году, как заявлялось ранее, а в этом. При этом работы на местности идут уже сейчас.
«Белкомур». В проект железной дороги, соединяющей Урал, Сибирь и северные порты в Архангельской области, входит новый участник – Ненецкий АО. Теперь предлагается объединить два проекта – первоначальную версию «Белкомура» и идею сооружения глубоководного порта Индига в НАО. Надо сказать, что «Белкомур», несмотря на представительный состав участников (четыре субъекта федерации) и солидную историю, стоящую за его концепцией (первые наброски по проекту относятся к 1912 (!) году, а различные его участки строились в 1947-54 и 1995 годах), не может похвастаться большим прогрессом. Возможно, появление нового, пятого, участника придаст делу новый импульс?
Исследовательская платформа. Минприроды заявило о намерении сконструировать ледостойкую платформу, предназначенную для проведения научной деятельности в высоких широтах. Платформа должна стать настоящим чудом арктического хай-тека и дать возможность нашим учёным продолжить системное исследование Арктики в комфортных условиях. Теперь слово за Правительством: именно оно должно принять решение по этому проекту.
Арктическая геология. По мере утверждения нашего присутствия в Арктике растёт и геологоразведочная деятельность в этом богатом крае. Так, «Роснефть» отчиталась о существенном росте расходов на разведку перспективных месторождений в АЗ РФ: таковые за прошлый год увеличились на 40%, а до 2022 года эта компания планирует вложить в геологоразведку до 130 млрд рублей. Основной район поиска - Восточно-Сибирское море и море Лаптевых. В свою очередь, Минэнерго ориентирует добывающие компании на дальнейшее увеличение разведочной деятельности в Карском и Баренцевом морях. Это, кстати, будет значительно облегчено за счёт скорого подписания российско-норвежского соглашения по сейсморазведке, которое упростит поиск углеводородов на пограничном шельфе Баренцева моря.
Флот «Атомфлота». Главный перевозчик Арктики, «Атомфлот», обнародовал свои планы по дальнейшему развитию. Предприятие собирается строить серию ледоколов на СПГ (мощностью 40 МВт), ещё два универсальных атомных ледокола (помимо уже строящихся) и три атомохода класса «Лидер». Это позволит не только заместить выбывающие из эксплуатации суда старых серий, но и нарастить дополнительные мощности, тем самым подтвердив свой стратегический статус в полярных широтах.
Сингапур в Арктике? Стало известно о намерении Сингапура зайти в ряд российских арктических проектов, а также об общем желании этой страны поучаствовать в освоении северных богатств. Логично, что свой путь в Арктику небольшое, но промышленно и технически развитое государство начало с налаживания диалога с крупнейшей арктической державой. Наши обещают сингапурцам содействие.
Арктическая связь. Важность связи в Арктике буквально невозможно переоценить: от неё напрямую зависит навигация, работа предприятий, развитие поселений, а порой и выживание людей в высоких широтах. Но имеется связь далеко не всегда и не везде, – это дорого и технически сложно. Чтобы преодолеть «телекоммуникационный дефицит», Россия запускает проект «Экспресс-РВ», который позволит обеспечить Арктику устойчивой связью и широкополосным интернетом. Проект открыт для всех желающих. В свою очередь, норвежцы продвигают альтернативную инициативу, призывая к участию другие скандинавские страны. Независимо от того, как сложится конфигурация партнёрства в области арктических телекоммуникаций, проблема связи в полярных районах, похоже, скоро уйдёт в прошлое.
Интересуйтесь Севером, читайте наши обзоры и никогда не забывайте: в Арктике наше будущее!
Александр Стоцкий
31 марта 2018