Фото: ПОРА
Развитию туризма в арктических заповедниках мешают логистические и юридические трудности
В этом сошлись участники заседания дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) «Развитие экологического туризма на особо охраняемых природных территориях регионального подчинения в Арктической зоне Российской Федерации», которое прошло 21 мая.
«На всей территории российской Арктики существуют прекрасные возможности для развития экологического туризма. Однако сейчас его вклад в экономику региона находится на фоновом уровне — 0,01—0,1%. Основные проблемы — это транспортная доступность, низкая комфортность или полное отсутствие инфраструктуры, слабое маркетинговое продвижение, сложность обеспечения безопасности и, как следствие, высокая стоимость поездок», — сказал Александр Воротников, эксперт ПОРА по ГЧП, который выступил модератором мероприятия.
Минприроды России формирует проектные офисы по всем 11 программам федерального проекта «Экология». В том числе в рамках министерства появится специальное подразделение, которое будет заниматься экологическим туризмом, рассказала Светлана Шейнфельд, главный аналитик ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела». Она поделилась своими соображениями по поводу того, кто должен финансировать эту сферу. По словам Светланы, многие промышленные компании не захотят спонсировать экологический туризм в ООПТ из опасений, что их обвинят в «гринвошинге», а благотворительные проекты не являются «долгоиграющими». «Чтобы проекты жили, искать инвесторов нужно среди тех потенциальных партнеров, для которых туризм является их основной коммерческой деятельностью. Безусловно, эта тема также должна быть связана с вовлечением и созданием точек роста для представителей коренных народов», — сказала она.
«Мы подготовили для туроператоров и туристов список точек, идя по которым они одновременно смогут избежать вреда природе и увидеть максимум», — рассказал Андрей Кунников, заместитель директора по экологическому просвещению и туризму национального парка «Русская Арктика». Он рассказал о том, что сейчас создаются экологические тропы на территории архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, а также о планах по открытию визит-центра в бухте Тихая. В парке растет количество туристов, которые посещают его в рамках арктических круизов. Если несколько лет назад их было 700—800 в год, в последнее время за сезон «Русскую Арктику» посещают более 1000 пассажиров круизов.
Говоря о развитии арктического туризма, не очень правильно отделять региональные ООПТ от федеральных, заявил эколог Всеволод Степаницкий, советник генерального директора АНО «Дальневосточные леопарды». «Важно лелеять и поддерживать туроператоров, которые готовы заниматься Арктикой, а не ставить им палки в колеса», — сказал эксперт. Он рассказал о том, что те операторы, которые хотят развивать туризм в региональных ООПТ, должны вести диалог с региональными госучреждениями. Как правило, у них казенный статус. ФГБУ (национальные парки) имеют возможность привлекать внебюджетное финансирование и, соответственно, материальный стимул для развития туризма, а краевые госучреждения — нет, заметил Степаницкий.
«Что такое хорошо для туриста, в каждом регионе понимают по-своему, и рамки этого «хорошо» различаются драматически», — посетовал Вадим Мамонтов, основатель и генеральный директор компании RussiaDiscovery. В качестве одной из основных проблем развития туризма он назвал сложнейшие правила строительства туристических объектов. Компания развивает формат глэмпингов — проживания на природе в шатровых кемпингах с комфортными условиями. Для того чтобы подобные проекты были рентабельными, нужны масштабные инвестиции, строительство глэмпингов под одного туроператора невыгодно, сказал он. Логистика также является одной из главных проблем, в первую очередь монополия авиаперевозчиков и стоимость авиабилетов. «Плато Путорана могло бы быть освоено с помощью гидроавиации. Сейчас доступность только по воде сильно снижает интерес», — привел он пример. Логистику назвал основной проблемой и директор компании «Путорана тур» Олег Крашевский: «Несмотря на наше выгодное положение и снегоходную доступность, доставка 1 кг груза обходится от 45 рублей и выше. Недавняя длительная реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Норильска также привела к тому, что наш бизнес потерял темп».
Анна Клепиковская, директор ассоциации «Голос Севера» и директор по развитию отеля «Голубино» в Архангельской области, рассказала об опыте сотрудничества с региональными и федеральными ООПТ. Отель организует экскурсии в соседний Пинежский заповедник и Голубинский карстовый массив. «С Пинежским заповедником не все было просто. Там работают те же люди, которые создавали его 45 лет назад. Мы пришли и спросили, что будет с заповедником дальше. После этого они задумались, и дело сдвинулось с мертвой точки. Все, кто у нас работает, — местные жители. Это наша принципиальная позиция, хотя вахтовым методом, наверное, было бы эффективнее», — пояснила Анна. Она также рассказала о том, что многое упирается в бюрократию. Например, заповедник не имеет права строить экологические тропы на прилегающей к памятникам природы территории, и отелю приходится делать это за свой счет или с помощью грантов.
Федеральные ООПТ представляла Марина Самойлова, ведущий специалист государственного природного заповедника «Ненецкий». Она рассказала о том, что развитие туризма с недавних пор является одной из ключевых задач заповедника и в его штате появился отдельный специалист по этому направлению. Заповедник в настоящее время ищет инвестиции для оборудования экологического маршрута «Босиком по тундре», и одной из основных проблем также являются логистика и доставка грузов. «Не хватает людей для того, чтобы сопровождать туристов. Наш коллектив — около 20 человек, а нахождение туристов на территории без сопровождения сотрудников запрещено. Единственная возможность увеличить посещаемость — это сотрудничество с местными туроператорами», — сказала она.
Вероника Тарбаева, председатель центрального совета МОО «Природоохранный союз», академик Российской экологической академии, рассказала о позитивном опыте национального парка «Югыд ва» (Коми). Несмотря на все проблемы, общие для большинства российских ООПТ, ему удалось в значительной степени развить экологический туризм. По ее словам, очень важно проводить на местах мероприятия с участием лиц, принимающих решения. «Должна быть воля региона. Республика Коми нас услышала», — сказала Тарбаева.
Декан факультета психологии РГСУ, президент Академии имиджелогии Елена Петрова подчеркнула важность маркетинговых исследований для развития экологического туризма. «Исследования, которыми мы занимаемся с 2003 года, показывают, что мы часто заблуждаемся в том, как в массовом сознании отражается территория, какие есть мифы и стереотипы, которые мешают развитию туризма на ней», — сказала она. Наталья Рыбальченко, брендстратег компании «АСМЫСЛ» (брендинг территорий), согласна, что важно собирать и формулировать смыслы, из которых рождается туристическая концепция региона. Она продемонстрировала созданную компанией интерактивную карту Терского берега (Мурманская область). На карту нанесены точки притяжения региона и основания туристической привлекательности, сформулированные по итогам встреч с местной молодежью.