Резолюция заседания дискуссионного клуба «Взаимодействие России и Китая в Арктической зоне Российской Федерации. Проблемы и перспективы»

Резолюция заседания дискуссионного клуба «Взаимодействие России и Китая в Арктической зоне Российской Федерации. Проблемы и перспективы»

РЕЗОЛЮЦИЯ

заседания дискуссионного клуба «Взаимодействие России и Китая
в Арктической зоне Российской Федерации. Проблемы и перспективы»

Москва                                                                                                        
26 марта 2019 года

Проектный офис развития Арктики (ПОРА)

Обсудив современное состояние российско-китайских отношений в Арктике, участники заседания отмечают:

- необходимость оценить потенциал сотрудничества стран в добывающих и транспортных проектах в Арктике, включая возможности синергии между Северным морским путем и программой «Один пояс — один путь»;
- пользу более долгосрочного планирования для России в отношении северных проектов;
- необходимость развития собственных технологий для освоения Арктики — это ключевой фактор успеха;
- значительный нереализованный потенциал разведки и разработки месторождений твердых полезных ископаемых в АЗ РФ;
- необходимость учета расширения числа стран, заинтересованных в участии в арктической повестке, включая оценку политических рисков в связи с развитием Северного морского пути;
- возникновение сопутствующих СМП транспортных проектов (Якутский вариант трассы Китай – Арктика);
- дефицит проектов в Арктике, в которые могли бы быть направлены государственные средства.

С целью развития потенциала сотрудничества между Россией и Китаем (а также другими странами) в Арктике участники дискуссионного клуба считают необходимым рекомендовать федеральным органам власти и бизнес-сообществу обеспечить решение следующих задач.

Федеральным органам государственной власти РФ

- Проводить постоянную оценку возможностей по использованию возможностей Китая в целях развития Северного морского пути. Вести постоянный мониторинг реализации программы «Один пояс — один путь» с целью поиска синергии с СМП.
- В разработке новой стратегии России в Арктике, горизонт планирования в которой заложен до 2035 года, закладывать для стратегических проектов более долгосрочное целеполагание (включая определение механизмов консервации или обновленного использования производственных объектов, работа которых будет завершаться в период 2035—2070 годов).
- Использовать крупные арктические проекты как рычаги для развития прикладных и фундаментальных НИОКР.
- Развивать политику освоения ресурсного, транспортного и природно-климатического потенциала российской Арктики, углубляя ее конкретными задачами и проектами по каждому из направлений. Включая политику в отношении ожидаемого к приращению Россией нового сектора арктического шельфа.
- При разработке планов и программ федерального и регионального уровней учитывать наличие крупных месторождений и перспективных ресурсов твердых полезных ископаемых в Арктической зоне РФ с целью содействия — фактического или потенциального — разработке ТПИ в Арктике.
- Учитывать потенциальное противоречие со стороны России и Китая в отношении судоходства по Северному морскому пути. Позиция России — контролировать СМП как свою экономическую зону, позиция Китая — добиваться свободы судоходства.

Субъектам работы и развития Арктики

- Уделять внимание проектам экономического и социального развития в Якутии, как одной из перспективных территорий российско-китайского сотрудничества. Принять к сведению информацию о проведении Северного форума устойчивого развития, который запланирован на 24—28 сентября в Якутске.
- Увеличивать число арктических проектов, в том числе с использованием механизмов ГЧП и других возможностей государственного финансирования.

19 апреля 2019
Дискуссионный клуб