Сахамин Афанасьев – о сложных моментах реализации северного завоза в 2024 году

Сахамин Афанасьев – о сложных моментах реализации северного завоза в 2024 году

Об основных преимуществах и сложных вопросах, выявленных в ходе осуществления северного завоза по новому закону в Республике Саха (Якутия), рассказывает сенатор

 

Арктические регионы во второй половине октября отчитались о результатах кампании по реализации северного завоза, который в 2024 году осуществлялся согласно новому закону, вступившему в силу с 1 апреля. Какие выводы сделаны по итогам проведения северного завоза в Республике Саха (Якутия), рассказывает сенатор Сахамин Афанасьев, член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, член Экспертного совета ПОРА.

В настоящее время федеральным законом урегулированы все основные сферы северного завоза, такие как перечень территорий, номенклатуры грузов, транспортно-логистической инфраструктуры, правил установления снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Также определены полномочия и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных структур.

В Республике Саха (Якутия) региональным координатором, согласно указу главы РС(Я), определено Министерство по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. Также в непосредственной координации северного завоза задействованы региональные Минтранс, Министерство ЖКХ и энергетики, МинАрктики, Минздрав и Госкомцен.

Основные преимущества реализации северного завоза по новому закону

Планирование. С принятием федерального закона впервые сформирован трехлетний план завоза грузов первой категории. Плановый объем завоза в регионе составляет 1 406,6 тыс. тонн, в том числе:

·        топливно-энергетических ресурсов 1217,5 тыс. тонн;

·        горюче-смазочных материалов 180,6 тыс. тонн;

·        социально значимых продовольственных товаров 8,6 тыс. тонн;

·        лекарственных средств 0,02 тыс. тонн.

Вводится система отчетности (ежеквартальная, ежемесячная и еженедельная) в адрес Минвостокразвития о ходе исполнения плана закупа и завоза грузов первой категории.

Также в период навигации 2024 года благодаря федеральному закону Минвостокразвития России проведена большая работа по оказанию содействия в продвижении вагонов с нефтепродуктами (авиационное топливо, бензин, дизельное топливо) и углем для нужд республики на фоне введения конвенций в восточном направлении. Работа велась в оперативном режиме, проводились еженедельные совещания на уровне первого заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Г.Г. Гусейнова. Благодаря слаженной работе все вагоны были доставлены до мест назначения.

 

Сложные вопросы: федеральная господдержка

Одним из наиболее сложных вопросов в рамках обеспечения северного завоза остается недостаточность оборотных средств у предприятий, осуществляющих северный завоз.

В рамках бюджетного законодательства РФ ежегодно на региональном уровне оказывается государственная поддержка из государственного бюджета республики предприятиям в виде предоставления государственных гарантий, бюджетных кредитов, субсидий. В связи с необходимостью обеспечения в полном объеме первоочередных и социально значимых бюджетных расходов, средства на государственную поддержку завоза грузов предоставляются с учетом ограниченных возможностей государственного бюджета республики. Учитывая ограниченность и дотационность бюджета республики, объемы оказываемой государственной поддержки не покрывают реальную потребность по завозу грузов.

14 июня 2024 года от правительства Республики Саха (Якутия) в адрес Минвостокразвития России направлены предложения по объемам бюджетных ассигнований на бюджетные кредиты для целей северного завоза на сумму 8250 млн рублей, а также условиям и порядку выдачи бюджетных кредитов.

28 июня 2024 года по данному вопросу состоялось заседание экспертной группы по вопросам совершенствования системы управления северным завозом под председательством первого заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Г.Г. Гусейнова с участием членов профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ. В ходе заседания Г.Г. Гусейновым озвучено, что в настоящее время рассматривается только данный механизм федеральной государственной поддержки (бюджетные кредиты).

Правительство республики озвучило необходимость также рассмотреть возможность оказания федеральной государственной поддержки в следующих формах:

1) Предоставление из федерального бюджета субсидий региональному бюджету:

- на возмещение транспортных затрат;

- на возмещение банковских процентов по кредитам, привлекаемым для северного завоза;

- инвестиционных грантов на привлечение инвестиций для модернизации инфраструктуры.

2) Разработка федеральной программы льготного кредитования на пополнение оборотных средств для предприятий, осуществляющих закуп и доставку грузов северного завоза, путем субсидирования банков на возмещение части процентной ставки из федерального бюджета (на примере механизмов программ «Дальневосточная ипотека», ДОМ.РФ и ВЭБ РФ).

 

Сложные вопросы: единый морской оператор

Одним из основных вопросов является включение республики в пилотный проект единого морского оператора на навигацию 2025 года. На данный момент предложение находится на рассмотрении у госкорпорации Росатом.

Приоритетом в проработке запуска единого морского оператора является сохранение надежности поставок и стабилизация стоимости транспортировки грузов северного завоза морским путем. Появится горизонт планирования на три года. Второй аспект — это стоимость логистики. Стоимость фрахта будет корректироваться ежегодно только на размер инфляции.

18 июня 2024 года от правительства РС(Я) направлено письмо в адрес госкорпорации Росатом о рассмотрении возможности участия республики в пилотном проекте единого морского оператора в навигацию 2025 года. В связи с тем, что основным видом жизнеобеспечивающих грузов, завозимых в навигацию через Северный морской путь, являются топливно-энергетические ресурсы, перевозки необходимо осуществить нефтеналивными танкерами и углевозами (балкерами).

В целях своевременной перевалки с морских судов на флот класса «река-море» необходимо учесть период арктической навигации в республике (начало августа – конец сентября).

Северным морским путем для нужд Республики Саха (Якутия) перевозится порядка 150 тыс. тонн грузов.

Для перевозки грузов по Северному морскому пути задействуется порядка 10 морских судов грузоподъемностью 10-15 тыс. тонн, период доставки – ориентировочно 14 суток при благоприятных погодных условиях. Перевозки и распаузка судов осуществляются на морском участке в период с первых чисел августа до конца сентября (распаузка на морском участке занимает порядка 10 дней). Договора на перевозку заключаются предприятиями-заказчиками в порядке конкурсных процедур (аукцион в электронной форме). Распаузка морских судов осуществляется судами ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» (на распаузку морских судов задействуется порядка 30 судов класса «река-море»). На распаузку одного морского судна привлекаются от 5 до 15 судов (10-25 рейсов).

Решение по данному вопросу необходимо принять в кратчайшие сроки в связи с тем, что закупочная кампания на навигацию 2025 года у ресурсоснабжающих организаций начинается в 1 квартале 2025 года.


Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.
Экспертный центр «ПОРА»
31 октября 2024
Комментарии экспертов
Сахамин Афанасьев