Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть
Развитие магистральной ледовой транспортной артерии – системное условие реализации большинства арктических проектов, уверен эксперт ПОРА
Сергей Никоноров, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, рассказывает о том, какие основные шаги предпринимаются для решения важнейшей стратегической задачи России в Арктике – превратить Северный морской путь в новый глобальный транспортный коридор.
Объем перевозок по СМП составляет 33 миллиона тонн в год и постоянно растет. Для реальной конкуренции с Суэцким каналом, по которому перевозят свыше миллиарда тонн грузов в год, нужно построить ледоколы и адаптированный к арктическим условиям флот, улучшить транспортную инфраструктуру, обеспечить спутниковую связь, интернет, метеорологию и радиолокацию льда, создать систему спасения.
Сейчас проводку кораблей в водах Северного Ледовитого океана осуществляют пять атомных ледоколов. К 2026 году на воду спустят еще четыре атомных ледокола проекта 22220, к 2027 году – первый ледокол проекта «Лидер». К середине 2022 года планируется разработка технического задания на проектирование и строительство четырех СПГ-ледоколов.
Грузовой флот ледового класса к 2030 году хотят увеличить более чем в три раза. Необходимо построить более 30 танкеров, 40 балкеров и 22 контейнеровоза.
Развивать флот, например, планируют «Норникель» и «Росатом»: в апреле 2023 года компании подписали соглашение, подразумевающие реализацию проектов по судостроению, развитию атомного ледокольного флота.
До 2025 года для контроля ледовой обстановки запустят три радиолокационных спутника – один для метеорологического мониторинга, четыре космических аппарата для обеспечения интернетом и спутниковой связью. Один спутник для метеорологического мониторинга уже вышел на орбиту.
Для обеспечения надежности и безопасности судоходства по Севморпути создадут спасательные станции в Тикси, Певеке, Сабетте и Диксоне. Уже закуплена необходимая авиационная техника. На эти задачи до 2026 года выделили 37 миллиардов рублей.
Из 18 портов на трассе СМП сейчас модернизируют три: Певек, Мурманск и Архангельск. До 2024 года планируют переоборудовать еще четыре. Идет строительство терминала «Енисей», терминала «Утренний» в порту Сабетта и порта «Бухта Север» на Таймыре. К 2024 году их введут в эксплуатацию, и суммарный грузооборот портов Севморпути составит 85 миллионов тонн.
Для улучшения наземной транспортировки грузов порты Севморпути хотят соединить с системой железных дорог.
Новым этапом в развитии СМП станет запуск регулярных контейнерных перевозок рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России, а также запуск в 2023–2024 годах круглогодичной навигации.
Кроме того, в России создадут «цифровой двойник» для мониторинга и контроля северного завоза с использованием механизма арктической концессии.
Всё это поможет улучшить качество жизни людей в населенных пунктах вдоль трассы Севморпути и поможет превратить эту магистраль в международно значимую транспортную артерию.
Эксперты ПОРА – о малом и среднем предпринимательстве как факторе развития Арктики:
- Наталия Белякова – о специфике бизнеса в сфере арктического туризма
- Елена Воронина: МСП в Арктике должны участвовать в проекте «Формирование комфортной городской среды»
- Александр Воротников – МСП в Арктике нужна дополнительная преференциальная поддержка
- Александр Воротников – о важности креативных индустрий для развития Арктики
- Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть
- Сергей Тяглов – арктические МСП нужно привлекать к построению экономики на базе новых цифровых платформ
- Виктория Пестова – о форматах господдержки МСП на арктических территориях
- Вячеслав Марача – о принципах эффективной господдержки МСП в Арктике
- Алексей Фадеев – как МСП может участвовать в арктических нефтегазовых проектах
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.