Сергей Тяглов – о «зеленой» экономике в контексте реализации нацпроекта «Экология»

Сергей Тяглов – о «зеленой» экономике в контексте реализации нацпроекта «Экология»

Какие перспективы для развития «зеленой экономики» есть на территориях макрорегионов, в том числе и Арктической зоны России, в рамках реализации национального проекта «Экология»

 

«Переход к «зеленой» экономике имеет серьезное экономическое и социальное обоснование, и все усилия государства должны быть направлены на грамотное внедрение принципов «зеленой» экономики в экономическую модель страны. Разработанный национальный проект «Экология» – по сути, первый проект общенационального масштаба, охватывающий все элементы «зеленой» экономики, инструменты и механизмы ее реализации. О развитии в рамках реализации национального проекта «Экология» «зеленой экономики» на территориях макрорегионов, в том числе и Арктической зоны России, рассуждает эксперт ПОРА Сергей Тяглов, профессор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

 

«Зеленая» экономика как «драйвер» спроса на инновации

Переход на путь «зеленого» развития заложен в национальном проекте «Экология», и его составные элементы, представленные одиннадцатью проектами федерального значения, особенно активно должны быть востребованы в политике макрорегионального развития, в частности, в Арктической зоне РФ как особом макрорегионе.

Необходимость учета «внешних эффектов» все больше выходит на первый план: теория пределов роста, учитывая состояние окружающей среды и темпы роста производства и потребления, призывает отказаться от целей экономического роста, не создавать новые предприятия. И хотя данная теория имеет достаточно серьезное ограничение – а именно, игнорирование поступательного характера научно-технического прогресса, – благодаря этой теории начали серьезно воспринимать существующие экологические ограничения при разработке государственных программ развития.

Последние тридцать лет в развитых странах мира происходит интенсивное развитие информационных, нано- и биотехнологий, многие из которых направлены на решение проблем рационального использования природных ресурсов и повышение энергоэффективности.

Реформирование экономики страны с целью приведения ее к «зеленым» стандартам осуществляется в условиях резкого сокращения источников финансирования экологических проектов и усложнения обеспечения их окупаемости, поэтому «зеленую» экономику можно рассматривать как «драйвер» спроса на инновации, возникающие в ходе экологической модернизации производств и технологий. Стимулирующий эффект «зеленой» экономики сказывается на экономическом росте практически во всех отраслях экономики, быстрее всего проявляя себя в сфере водо-, тепло-, электроснабжения и канализации, экологическом транспорте и строительстве, использовании альтернативных источников энергии.

Безусловно, что подобная модернизация не может осуществляться без достаточно больших капиталовложений, поэтому основными ограничениями для создания «зеленой» экономики являются дефицит долгосрочных ресурсов и нерациональное распределение инвестиционного капитала, связанное как с допущением институциональных ошибок, так и непониманием или осознанным нежеланием хозяйствующих субъектов осуществлять инвестиционные вложения в экологические проекты.

 

Проблемы для расширения «зеленого» финансирования

Анализ всех проблем, сдерживающих поступление «зеленых» инвестиций, позволяет выделить в качестве основных из них следующие:

1) отсутствие среди участников процесса формирования «зеленой» экономики единой точки зрения на понимание данного термина;

2) отсутствие унифицированной системы целевых индикаторов, характеризующих успехи внедрения «зеленой» экономики как явления и процесса, что затрудняет моделирование развития событий в этой сфере;

3) нерешенность вопроса по поводу предпочтительности источников финансирования «зеленого» экономического роста;

4) неопределенный характер концентрации усилий на первоочередном решении локальных или глобальных экологических проблем;

5) сложности перехода на новые экологоориентированные технологии и модернизацию производства: если одними компаниями модель «зеленого» развития воспринимается как способ повышения конкурентоспособности бизнеса, то другими – как еще одна статья расходов, увеличивающая себестоимость продукции и цены на нее для покупателя;

8) отождествление «зеленой» экономики с низкоуглеродной/ безуглеродной экономикой, что приводит к тому, что меры господдержки «зеленой» экономики часто сводятся к мерам поддержки производителей безуглеродной энергии и разработчиков технологий производства безуглеродной энергии.

 

Финансирование «зеленых» проектов

В нашей стране потребность в экологическом финансировании велика. Согласно национальному проекту «Экология», реализация только одного из 11 федеральных проектов, связанного с внедрением наилучших доступных технологий (НДТ), потребовала бы более 2,4 трлн рублей. Поэтому при выборе инструментов для экологического финансирования необходимо рассматривать весь спектр доступных и применяемых в мире вариантов для выбора наиболее эффективного, а также привлекать различных игроков как частного, так и государственного сектора для создания собственных инновационных инструментов.

Существует четыре основных группы инструментов экологического финансирования:

– гранты государственных и частных фондов, а также институтов развития;

– госгарантии по банковским кредитам;

– эмиссия акций компаниями, работающими с возобновляемыми источниками энергии и зарегистрированными на биржах;

– долговые инструменты, так называемые «зеленые» бонды – самый развитый инструмент экологического финансирования, который позволяет привлекать капитал специализированных инвесторов, обеспечивать прозрачность реализации экологических проектов. Данному инструменту также присущи высокие риски и, кроме того, ограниченный уровень прозрачности данных по качеству финансируемых проектов.

В рамках национального проекта «Экология» предусмотрено финансовое обеспечение входящих в него федеральных проектов за счет трех основных источников: федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ, внебюджетных источников.

Обратим внимание, что за период реализации проекта с 2019 по 2024 годы предусматривалось возрастание роли внебюджетного финансирования. Если в 2019 году на долю различных бюджетных источников приходится 34% общего финансирования нацпроекта, то к 2024 долю планируется снижение их доли до 18%, то есть почти в два раза.

Таким образом, механизмы финансирования нацпроекта «Экология» соответствуют рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), указывающим на то, что природоохранные инвестиции, в основном, должны поступать из внебюджетных источников по принципу «загрязнитель платит», при этом роль государства заключается не в прямом финансировании экологических проектов, а в создании подходящих политических и организационных основ для создания спроса на подобные инвестиции.

Помимо прямых коммерческих механизмов, существует и ряд косвенных, которые, с одной стороны, могут стимулировать экологическое финансирование, а с другой – выступать ограничителем наносимого ущерба ключевыми эмитентами. Такими механизмами являются углеродный сбор и торговля квотами на выбросы. При этом ни одна из этих мер не является оптимальной из-за сложностей в их применении.

 

«Зеленые» облигации – действенный инструмент

Самый популярный в мире экологический финансовый инструмент – это «зеленые» облигации, то есть долговые инструменты, выпущенные, например, под финансирование строительства ветряных электростанций. Российские госбанки можно стимулировать применять его путем создания национального экологического фонда или «зеленого банка» для аккумуляции экологических проектов. Другой возможный способ развития «зеленых» инструментов – это обнуление налога на прибыль для таких проектов.

«Зеленые» облигации стали важным финансовым механизмом реализации задач национального проекта «Экология». В конце 2018 года на Московской финансовой бирже были размещены первые в России целевые ценные бумаги, привлеченные средства от которых направляются на строительство объекта экологической инфраструктуры. Это первый масштабный пример того, как к реализации ключевых задач национального проекта «Экология» привлечены не только бюджетные средства, но и средства социально-ответственного бизнеса, а также использованы экономические модели государственно-частного партнерства.

Компания «Ресурсосбережение ХМАО» стала первым эмитентом «зеленых» облигаций в России на основе Green Bond Principle ICMA, получив second opinion от рейтингового агентства Rating-Agentur Expert RA. В рамках первичной эмиссии были выпущены облигации серии общей номинальной стоимостью 1,1 млрд рублей. Проекты, реализуемые данной компанией, попадают в категорию проектов по экологически эффективному управлению отходами и применению производственных технологий и процессов, направленных на сокращение вредного воздействия на окружающую среду. [Средства привлекаются на финансирование концессионного проекта по созданию комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки ТКО для городов Нефтеюганска, Пыть-Яха и поселений Нефтеюганского района – прим. ПОРА].

В глобальной финансовой системе уже существует подсистема «зеленых» финансов, которые направлены на инвестиции в проекты экологически устойчивого развития и способствуют реализации низкоуглеродных технологий, проектов и производств.

Российская финансовая система может заинтересоваться инвестиционными вложениями в «зеленые» проекты только в том случае, если для этого будут созданы благоприятные условия, которые, в частности, подразумевают гармонизацию требований российского законодательства с процедурами международных финансовых организаций по поводу оценки воздействия на окружающую среду. «Озеленение» экономики может происходить за счет экологически ориентированного отбора кандидатов на государственное финансирование, как это реализуется в Китае, Южной Корее.

 

Зарубежный опыт может быть адаптирован для применения в России

Реализация принципов «зеленой» экономики невозможна без тщательного изучения и корректного применения накопленного зарубежного опыта, из которого можно понять механизмы и алгоритмы работы многих эколого-экономических инструментов и оценить полученные за счет их применения результаты.

Так, основная часть экологического финансирования происходит на национальном и региональном уровнях, причем Азиатско-Тихоокеанский регион занимает первое место не только по объемам экологического финансирования (30%), но и по качеству экологических затрат – больший объем инвестиций направлен на финансирование «проектов предупреждения», а во всем остальном мире преобладают инвестиции в снижение вреда.

Большая часть инструментов может быть успешно адаптирована для нашей страны в целях изменения баланса ресурсов в отечественных как энергетических, так и неэнергетических отраслях экономики и повысить их ресурсную эффективность.

Также необходимо отметить, что на сегодняшний день пока еще не разработан унифицированный эффективный для всех макрорегионов и регионов механизм финансирования «зеленых» инвестиций, так как наблюдается разночтение как между учеными, так и экологическим законодательством в вопросах того, что понимать под «зелеными» инвестициями. Все эти проблемы теоретического характера провоцируют возникновение практических проблем методологических, регулятивных и экономических.

Решение данных проблем лежит в области не только проведения научной экспертизы по вопросам обоснования эколого-экономических отношений, но и в области общественной дискуссии и диалога, в ходе которых можно получить достаточно большое количество нетривиальных идей и мыслей, помогающих решить указанные проблемы. По нашему мнению, это даст возможность разработать наиболее эффективный путь трансформации отечественной экономики в «зеленую», который будет положительно воспринят как государством, так и бизнес-сообществом, и населением».


Эксперты ПОРА – о реализации Национальных проектов в АЗРФ:

Читайте также:

Национальные проекты в Арктике: успехи и сложности. На заседании дискуссионного клуба ПОРА эксперты обсудили реализацию нацпроектов в Арктической зоне

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.


Экспертный центр «ПОРА»
29 мая 2024
Комментарии экспертов
Сергей Тяглов