Алексей Фадеев – о вызовах перед системой подготовки кадров для добычных проектов в Арктике

Алексей Фадеев – о вызовах перед системой подготовки кадров для добычных проектов в Арктике

Современные добычные проекты, которые находятся на стадии реализации в Российской Арктике, предъявляют целый ряд новых требований к кадровому составу. Об этом рассуждает член Экспертного совета ПОРА Алексей Фадеев, доктор экономических наук, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Подготовка собственных специалистов для работы на шельфе, и, в последующем, в Мировом океане должна стать неотъемлемой частью устойчивого развития страны и гарантом обеспечения ее энергетической и технологической независимости. Обеспечение профессиональными и высококвалифицированными кадрами – важнейшая задача государства и бизнеса при реализации проектов в Арктике.

Уже сегодня Арктика нуждается в десятках тысяч дополнительных квалифицированных специалистов в год. Потребность в кадрах со средним профессиональным образованием только в Мурманской области на 2022 год составляла 26 тысяч человек. Требуются такие специалисты как руководители и высоквалифицированные специалисты (такие как инженеры, судоводители и т.д.), так и представители рабочих специальностей: буровики, строители, высококвалифицированные сварщики, судоремонтники, машинисты спецтехники, электрики, сантехников, врачей, поваров, водители самосвалов, механики.

Решение кадровых проблем является приоритетной задачей государства, связанной с развитием Арктического макрорегиона: людям, приехавшим работать в Арктику, необходимо обеспечить комфортную жизнь и безопасность.


Требования к кадрам для добычных проектов в Мировом океане

В настоящее время перед Россией возникла задача присутствия в Мировом океане и на собственном шельфе не только с целью соответствия ведущим мировым странам в вопросах освоения ресурсов, но и с целью независимого экономического развития и проведения собственной технологической политики, что является признаком высокоразвитого государства. Сформулированный вопрос: «Кто придет в Мировой океан», – сразу ставит задачу отечественного кадрового обеспечения, способного, во-первых, развивать и осваивать новые морские нефтегазовые и океанические (ресурсные) технологии, а во-вторых, эксплуатировать созданные технические устройства с необходимым уровнем надежности и безопасности всех работ в море, включая экологическую безопасность.

Важно принять во внимание, что предстоящие задачи освоения шельфа и минеральных ресурсов океана, судя по всему, будут происходить практически одновременно, что ставит перед высшей школой задачу подготовки кадров как для освоения месторождений углеводородов, так и для освоения твердых полезных ископаемых Мирового океана.

Если говорить о шельфе северных морей, то там должны работать специалисты, обладающие уникальной квалификацией. Потому что сжиженный газ и нефть больше нигде в мире не перевозят во льдах. Перевозка сжиженного газа требует почти космических технологий, нужна криогенная техника. Газ перевозят на судах при температуре –162oС. Работа с этой техникой требует очень высокого уровня образования. При этом должна быть высокой и квалификация судоводителей, потому что ответственность при осуществлении перевозок газа крайне высока. Прежде, чем начать подготовку таких специалистов, нужно подготовить преподавателей, базу, нужны учебные суда, а это огромные вложения.

Нефтегазовый комплекс в Арктике перестал быть простым в технологическом отношении: освоение месторождений сегодня требует от науки и производства создания целого ряда принципиально новых технических средств, а технологии освоения, по своей сложности, сопоставимы с технологиями освоения космоса и нанотехнологиями. Сегодня в нашем профессиональном словаре появились такие понятия как «интеллектуальное месторождение» и «интеллектуальная скважина».

Сегодня уже существуют 40 действующих интеллектуальных месторождений в РФ, которые продуцируют 27% общего объема добычи. Многие энергетические корпорации взяли курс на цифровизацию своей деятельности: создаются цифровые двойники, геологические решения принимаются на основе цифровой интерпретации множества получаемых данных, не месторождениях уже работают беспилотные летательные аппараты, роботизированные буровые установки и подводные добычные комплексы, обеспечивающие добычу нефти и газа без непосредственного присутствия человека.

Разработка и создание новых технологий добычи океанических запасов имеют двоякую ценность. Во-первых, это всегда хайтек-технологии, которые по сути являются самоценными, поскольку представляют собой ликвидный товар на мировом рынке технологий. Во-вторых, разработка таких технологий приведет к изменению инженерной культуры в стране.


Менеджерам нефтегазовой отрасли нужно дуальное образование

Во всем мире сложилась ситуация, когда получение высшего образования не гарантирует дальнейшего трудоустройства на престижную работу со стабильным заработком, перспективой карьерного роста и социальным обеспечением. Сегодня недостаточно одного лишь диплома о высшем образовании, чтобы считаться профессионалом и быть востребованным на рынке труда. Нужны реальные знания, компетенции, которые возможно получить только в серьезному ВУЗе, обучаясь на современной магистерской программе, сформированной с учетом реальных требований экономики.

Все это говорит о тех вызовах, которые стоят перед будущими выпускниками-руководителями отрасли. Перед современным выпускником стоит задача выработки новых управленческих решений, позволяющих обеспечить стабильное и сбалансированное развитие нефтегазового комплекса нашей страны.

Наряду с технической подготовкой будущих инженеров по освоению морских углеводородных месторождений, значимую роль занимает необходимость подготовки кадров для освоения шельфа в области экономики и управления. Подготовка инновационных специалистов в области экономики и управления для нефтегазовой отрасли имеет ряд особенностей. Отрасль является потенциальным загрязнителем окружающей среды и, исходя из этого, наблюдается потребность в специалистах с комплексными знаниями экономики, управления и экологии. Необходимо наличие системного мышления, знания в нескольких взаимосвязанных сферах деятельности, современных технологий, умения использовать их в своей работе.

В результате обобщения всех требований можно отметить, что современный менеджер нефтегазовой отрасли должен решать необычную, ранее не встречающуюся экономическую, техническую и организационную проблему. Современному молодому покорителю Арктики уже недостаточно одного образования, часто требуется два высших образования. Иными словами, сегодня наблюдается тренд получения дуального образования.


Как подготовить преподавателей

Не менее важным вызовом, чем подготовка персонала для работы на шельфе и в Мировом океане, становится проблема подготовки научных кадров и преподавателей для высшей школы по всем названным выше задачам, включая подготовку специалистов по подводным технологиям, технологиям сжижения природного газа и ряду других направлений, необходимых для освоения современных методик подготовки персонала, обеспечивающего освоение ресурсов шельфа и Мирового океана. Нужны эксперты, кандидаты и доктора наук, которые будут готовить будущих специалистов для освоения Арктики. Иными словами, нам нужно сначала подготовить преподавателей, способных готовить высококвалифицированный персонал.

В настоящее время система образования России сталкивается с рядом вызовов:

– отсутствие необходимого числа специалистов соответствующего уровня, необходимых для эффективного и безопасного освоения ресурсов арктического шельфа северо-западного региона России;

– отсутствие достаточного числа специализированных высших учебных заведений страны и специализированных кафедр в уже существующих ВУЗах, способных обеспечить подготовку потребного числа специалистов необходимого уровня.

Опыт развитых морских держав показывает, что освоение морских месторождений углеводородных ресурсов требует не только привлечения новых технологий, но и, что принципиально важно, привлечения и создания новых учебных центров (университетов, центров подготовки и переподготовки) с соответствующим набором новых методик обучения и переподготовки кадров для работы в море. Поэтому для безопасного освоения Арктики необходимо создать систему университетов и других средних и высших учебных заведений, способных обеспечить выпуск потребного количества специалистов и, в том числе, бакалавров и магистров на долгосрочную перспективу.

Речь идет о комплексной подготовке специалистов, т.е. о выпуске специалистов по геологии и геофизике, поиску и разведке нефтегазовых месторождений на шельфе северных морей, специалистов по бурению и заканчиванию скважин на море, обустройству шельфовых месторождений, их разработке и эксплуатации, специалистов по морскому транспорту углеводородов (включая судоводителей, судомехаников), строительству и эксплуатации морских сооружений и сооружений для сжижения природного газа и хранения углеводородов и их продуктов, управлению комплексными морскими нефтегазовыми проектами, специалистов по оценке риска и принятию решений, экономике комплексных морских (и, в том числе, международных) проектов.

Вниманию СМИ: Просим при использовании комментариев наших экспертов ссылаться на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
27 июня 2023
Комментарии экспертов
Алексей Фадеев