Алексей Фадеев: Россия обладает уникальными компетенциями по добыче и транспортировке нефти и газа в Арктике

Алексей Фадеев: Россия обладает уникальными компетенциями по добыче и транспортировке нефти и газа в Арктике

ПАО «Новатэк» разместит заказ на строительство тридцати танкеров для перевозки сжиженного природного газа, которые будут использоваться на Северном морском пути. Суда будут обслуживать СПГ-проекты компании за полярным кругом. Перспективы проекта «Арктик СПГ-2» «Новатэка» комментирует Алексей Фадеев, специалист в области нефтегазовой индустрии, член Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики.

Как санкции повлияли на реализацию проекта «Арктик СПГ-2»

Последствия от введения секторальных ограничений нам предстоит еще оценить. Мой прогноз достаточно благоприятный. Стоит отметить, что российская Арктика существует в условиях санкций с 2014г. Возникшие в тот период макроэкономические вызовы, обусловленные введением секторальных ограничений на поставку оборудования для добычи углеводородов в Арктике, положили начало проведению в России собственной технологической политики, формированию и развитию стратегий импортозамещения, направленных на скорейших уход от импортозависимости. Российской Федерацией был выполнен существенный объем работы, касающийся развития сервисного национального рынка поставщиков и подрядчиков. Реализуемые сегодня российскими энергетическими компаниями десятки стратегий альтернативного замещения, которые направлены на развитие отечественных программ импортозамещения и скорейший уход от импортозависимости, уже дают осязаемые результаты.

Введенные секторальные санкции предполагают запрет на трансфер технологий для добычи углеводородов в Арктике. Но возникает логичный вопрос: какая страна в мире располагает технологиями для разработки месторождений в суровых условиях Арктики? Какое государство в настоящее время проводит геологоразведку, ведет промышленную добычу или производство СПГ в высоких арктических широтах? Никто, кроме России. Ведь только Россия обладает уникальными компетенциями не только в вопросах промышленной добычи нефти в Арктике (проект «Приразломное», проект «Новый порт»), но и в вопросах транспортировки нефти и сжиженного природного газа в ледовых условиях (проект «Ямал СПГ»). Подобным опытом не располагает ни одно другое государство в мире. Это позволяет смотреть в будущее с достаточной долей оптимизма.

Насколько эффективна технология сжижения газа «Арктический каскад»?

Инновационная технология сжижения природного газа «Арктический каскад» является одним из решений в области обеспечения технологической независимости. Отличительной особенностью данной технологии является уникальное сочетание различных способов улучшения процессов охлаждения и сжижения природного газа.

Несмотря на то, что удельная эффективность каждого из способов сравнительно небольшая, их комплексное сочетание позволяет достичь снижения себестоимости в размере 30%. Кроме того, данная инновационная технология потенциально способна обеспечить 100-процентную локализацию производства всех комплектующих технологических линий в России.

Технология «Арктический каскад», в отличие от классической технологии, предполагает охлаждение газа за счет использования естественных отрицательных температур атмосферы и азота в качестве хладагента. Данная технология является запатентованной адаптацией особой технологии сжижения природного газа, приобретенной компанией «Новатэк». Адаптация зарубежной технологии заключается в учете погодных условий в рамках процесса сжижения природного газа.

Процесс производства СПГ на основе технологии «Арктический каскад» в упрощенном виде может быть описан следующим образом:

1) Первый этап охлаждения осуществляется за счет использования холодного атмосферного воздуха Арктики, в результате чего температура газа снижается до +10°С.

2) Второй этап охлаждения осуществляется за счет использования каскада теплообменников, в которых хладагентом сначала выступает этан, охлаждая газ до —84°С, а затем азот и «отпарной метан», охлаждая газ до —137°С.

Затем, после охлаждения газа до температуры —137°С происходит сброс давления до 1,5 атмосфер, в результате чего газ охлаждается до —162°С. После прохождения данных этапов концевой сепаратор отделяет жидкий природный газ и направляет в емкости для хранения.

Применение технологии сжижения природного газа «Арктический каскад» имеет ряд преимуществ по сравнению с классической технологией:

На первом этапе в качестве хладагента в нем используется холодный воздух Ямала вместо пропана, что позволяет достичь существенной экономии денежных средств.

На втором этапе в качестве хладагента используется этан, который выделяется из состава природного газа (в классической технологии используется этилен, который не производится на заводе СПГ и поставляется внешними поставщиками).

Природный газ, который не удалось сжижить, возвращается на вторую часть каскада и используется для охлаждения в последующих циклах в качестве «отпарного метана».

Таким образом, применение технологии «Арктический каскад» позволяет исключить из процесса применение пропанового цикла, использование сложных хладагентов, а также закупку этилена. Кроме того, в рамках данной технологии используется единый газотурбинный двигатель и мультипликатор (вместо отдельных компрессоров для каждого цикла). Эта особенность позволяет снизить расчетные энергетические затраты до 220 кВт на тонну СПГ (вместо 250–260 кВт на тонну в традиционных технологиях).

Все это обеспечивает снижение стоимости сжижения природного газа на 30%. Данный экономический эффект позволяет уменьшить объем инвестиций на этапе капитального строительства, а также увеличить сумму прибыли в результате реализации проекта. Таким образом, климатические условия Арктики, усложняющие реализацию проектов, одновременно представляют возможность для внедрения технологических инноваций.
Экспертный центр "ПОРА"
27 июня 2022
Полезные ископаемые
Алексей Фадеев
Комментарии экспертов