Arctic Sessions: плюсы сотрудничества в Арктике важнее его издержек

Arctic Sessions: плюсы сотрудничества в Арктике важнее его издержек


Вопросы укрепления взаимного доверия в условиях непростой геополитической ситуации, проблемы безопасности и взаимовыгодные формы сотрудничества в Арктическом регионе обсудили участники круглого стола «Арктический совет: сценарии будущего международной площадки» 20 июля 2022 года. Участниками дискуссии стали представители международного арктического экспертного сообщества из Финляндии, Китая, Индии и России. Мероприятие стало первым из серии экспертных круглых столов Arctic Sessions.

Проект, получивший грантовую поддержку Фонда Горчакова, организует Центр содействия развитию международной журналистики «РБМЦ» совместно с Проектным офисом развития Арктики (ПОРА).

Открыл обсуждение Николай Корчунов, посол по особым поручениям МИД России, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета. Дипломат подчеркнул, что до последнего времени Арктический совет был весьма эффективным форматом, который занимался поиском решений по вопросам «мягкой безопасности». Однако, по его мнению, нынешнее положение дел в Арктическом совете вызывает сожаление: «Фактически в Арктике произошел так называемый security-spillover, когда какой-то вопрос, конфликт или событие, лежащее за географическими рамками региона, оказывает негативный эффект на локальном уровне. Следует отметить, что за 25 лет работы Арктического совета это произошло впервые, в то время как многие страны-члены совета участвовали в этот период в многочисленных военных интервенциях в различных частях мира».

Сегодня работа в рамках многочисленных поручений, которые дали главы делегаций на последней министерской сессии Совета в Рейкьявике в 2021 году, остановлена, и перспектива претворения в жизнь стратегического плана Арктического совета выглядит неясной.

«Будущее Арктического совета зависит от самих стран-членов, от того, каких решений для обеспечения своих интересов в высоких широтах они будут придерживаться. Если Арктический совет не будет соответствовать национальным интересам России так, как они изложены в Стратегии развития АЗРФ до 2035 года, то мы столкнемся с необходимостью оценить целесообразность и полезность этого формата», – заключил Корчунов.


image_2022-07-21_19-36-55.png


Сейчас, когда далеко не все страны арктической восьмерки изъявляют желание принимать участие в совместных проектах, Россия стремится зарезервировать такую возможность для неарктических государств. Николай Корчунов отдельно подчеркнул открытость таких проектов для коренных народов — они не должны становиться «заложниками таких решений, которые затрудняют улучшение благополучия жителей Арктики».

Николай Доронин, председатель правления Проектного офиса развития Арктики, в своем выступлении решил сфокусироваться на межэкспертном и научном сотрудничестве. Эксперт отметил, что текущее состояние глобальной политики, безусловно, отражается на процессах, которые раньше шли достаточно успешно на уровне профильных организаций и университетов. Сейчас это сотрудничество, как отметил Доронин, находится на достаточно низком уровне. При этом эксперт не видит возможности, а главное целесообразности продолжать международное сотрудничество в Арктике без участия нашей страны: «Россия обладает самой большой границей и сухопутной территорией в Арктике, по сути контролируя Северный морской путь. Поэтому без России говорить о каком-либо развитии в Арктике будет крайне сложно. Это просто географически невозможно».

По утверждению Николая Доронина, Россия сейчас относительно самодостаточна в вопросах, связанных с развитием арктических территорий. Не так давно была принята Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года, которая затрагивает ряд социальных, экономических и экологических вопросов. «России, конечно, будет сложно без технологий, которые поступают от иностранных производителей, в первую очередь, западных стран. Но русские живут на арктических территориях уже более 500 лет и уходить никуда не собираются. Мы умеем жить, приспосабливаться, развивать свои территории», – добавил спикер.

По мнению Ласси Хайнинена, редактора Arctic Yearbook (Финляндия), международное сотрудничество в Арктике долгое время демонстрировало свою успешность. Оно касалось взаимодействия не только государств, но и других акторов – неправительственных организаций, гражданских сообществ, коренных народов. В качестве сценария дальнейшего развития арктического сотрудничества эксперт предложил сотрудничество в области охраны окружающей среды. Хайнинен также отметил, что за последние 30 лет глобальное научное сотрудничество в Арктике стало самой естественной формой взаимодействия, и это тот сформировавшийся человеческий капитал, от которого ни одна из сторон не готова отказываться. «Именно отношения между государствами и другими политическими субъектами предопределяют сотрудничество, соперничество или конфликты. И если сотрудничество и соперничество являются естественными процессами для глобального сообщества, то конфликты таковыми не являются. Над их разрешением мы и должны работать», – подчеркнул он.

Подытоживая, Хайнинен отметил, что верит в то, что международное сотрудничество в Арктике все еще может быть успешным, но только в случае, если и арктические государства, и великие державы будут относиться к нему серьезно. «Мы сможем занимать арктическим сотрудничеством, если сами того захотим и если будем понимать, что преимущества такого сотрудничества намного важнее издержек», – заключил спикер.

Другой важный аспект меняющейся ситуации в Арктическом регионе, на который обратил внимание Ян Чен, профессор Шанхайского университета международных исследований (Китай), – это милитаризация отношений между арктическими державами. В этом контексте эксперт упомянул вступление Финляндии и Швеции в НАТО, что, по его мнению, должно в скором времени определить общий ландшафт безопасности в Арктике. Очерчивая политические приоритеты Китая в Арктике, эксперт затронул статус неарктических государств. «Россия признает стойкое различие между арктическими и неарктическими государствами, предполагая, что арктические имеют исключительные привилегии в Арктике. Разногласия по поводу правового статуса Арктики всегда были самым большим препятствием для российско-китайского сотрудничества в Арктике. Китай не претендует на такие же права в Арктическом регионе, какие есть у России, но считает, что его разумным требованиям следует уделять должное внимание», – подчеркнул спикер.

К.М. Ситхи, научный руководитель международного центра полярных исследований Университета Махатмы Ганди (Индия), уверен: «То, что происходит в Арктике, не остается там, а выходит далеко за пределы региона и может в любой момент приблизиться к вашим границам». Именно поэтому Индия сейчас стремиться активизировать свои усилия на арктическом направлении. Как обозначил спикер, Индия рассматривает себя в качестве так называемого «третьего полюса» Земного шара, поэтому участие в арктических делах для нее — вопрос геополитический. Тот факт, что Индия 17 марта 2022 года приняла собственную Арктическую политику, хорошо иллюстрирует этот тезис.

Принятый документ покрывает широкий спектр вопросов – от научного сотрудничества и развития человеческого потенциала до глобального управления, в том числе вопросами климатической повестки. Сотрудничество с Россией в стратегии Индии также занимает важное место. Однако, отметил эксперт, как и Китай, Индия старается вести себя осторожно в вопросах сотрудничества, так как понимает свои потенциальные риски: «В развивающемся на сегодняшний день сценарии Индия осознает, что Арктика стала геополитически очень чувствительным регионом, в котором крупные региональные и глобальные державы имеют свои интересы в области безопасности и торговли. Вполне возможно, что арктическая политика Индии будет развиваться в условиях многосторонности, учитывая, конечно, что будет достигнуто понимание относительно текущей ситуации».

Нью-Дели отчетливо понимает, что альтернативы порядку, основанному на правилах, в Арктике на сегодняшний день нет, оценил ситуацию Ситхи. По его мнению, Арктический совет должен возобновить свою деятельность без дальнейших отлагательств. «Сохранение существующей архитектуры управления и все существующие многосторонние договоренности в регионе станет настоящим вызовом для всех акторов и заинтересованных сторон, включая Индию. Если деятельность Арктического совета будет поставлена на паузу по той или иной причине, последствия такой “замороженной дипломатии” будут далеко идущими для всех регионов и стран мира», – завершил свою мысль эксперт.

В очередной раз подчеркивая важность Арктического совета в вопросах международного сотрудничества в регионе, Ситхи отметил: «Арктика для нас заключается в Арктическом совете. И сейчас, самым большим вызовом для Индии является расширение своего присутствия в нем».

Подводя итог первой экспертной дискуссии в рамках проекта Arctic Sessions, модератор круглого стола Павел Девяткин, научный сотрудник международного аналитического центра The Arctic Institute (США), отметил, что Арктический совет по-прежнему является образцом конструктивного международного сотрудничества и дипломатии эпохи пост-«холодной войны»: «Успех Арктического совета как площадки для международных переговоров в поисках решений по вопросам защиты местной окружающей среды и регионального развития показал эффективность многосторонней дипломатии и привел заключению обязательных соглашений в области борьбы с загрязнением морской среды, проведения поисково-спасательных мероприятий, а также международного научного сотрудничества».

На сегодняшний день неясно, каким именно будет международное арктическое сотрудничество, так как другими странами все еще ведутся дискуссии о возможности его продолжения без России — даже в период её председательства в Арктическом совете. Однако возможность сотрудничества по существенным вопросам экологической и климатической тематики при этом сохраняется, считает Девяткин.

Запись круглого стола доступна на YouTube-канале ПОРА на русском и английском языках.

Экспертный центр "ПОРА"
21 июля 2022