Арктику предложили разделить на «мусорные» категории
В Арктической зоне РФ наиболее проблемными являются вопросы обращения с отходами потребления, или твердыми коммунальными отходами, в то время как крупный и средний бизнес в целом решает вопросы утилизации и размещения отходов производства. Об этом заявили участники круглого стола «Проблемы обращения с отходами производства и потребления в Арктической зоне Российской Федерации», проведенного секцией по вопросам Арктики и сохранения биоразнообразия и секцией по регулированию и нормированию деятельности обращения с отходами производства и потребления Научно-технического совета Росприроднадзора и комитетом по экологии Торгово-промышленной палаты России. В мероприятии приняли участие сотрудники Проектного офиса развития Арктики.
Борис Боравский, руководитель рабочей группы секции по вопросам Арктики и сохранения биоразнообразия, предложил рассматривать три категории арктических территорий с точки зрения вопросов обращения с отходами потребления: промышленные центры, центры недропользования и арктические поселки.
В крупных промышленных центрах и связанных с ними городах наличествуют значительное население и необходимая инфраструктура. Для них достижимы раздельный сбор и сортировка отходов потребления, а местами и их частичная переработка. Эти центры имеют налаженную транспортную схему, позволяющую вывозить сортированные отходы, пригодные для вторичной переработки. Захоронение части отходов на технологически правильно организованных полигонах и их пиролиз с учетом экологических требований также актуальны и доступны для этих центров.
В центрах недропользования практически все население является сотрудниками компаний-недропользователей. Оно относительно невелико и компактно расселено. Обращение с отходами потребления, как и вся сфера деятельности по жизнеобеспечению, ложится на недропользователей, для которых наиболее эффективным вариантом является их вывоз отходов в центры, где они могут быть приняты и переработаны. Недропользователи способны также организовать на местах пиролиз части отходов, учитывая действующие экологические требования. Единственным вопросом является отделение подверженных гниению влажных органических отходов, которые наиболее целесообразно захоранивать на месте на специально организованных полигонах с учетом всех требований к таким объектам.
Наиболее сложна ситуация в арктических поселках с невысокой численностью населения, для которых характерна сложная транспортная схема без серьезных производственных мощностей и максимально упрощенная схема энергообеспечения. Для них желательны и достижимы сбор и вывоз отходов для переработки, термическая переработка в энергетических целях. При этом необходимо организовать отдельный сбор подверженных гниению влажных органических отходов и их захоронение на специально организованных полигонах с учетом всех требований к таким объектам.
Когда арктические муниципалитеты финансируют решение «мусорных проблем» в соответствии с законом о госзакупках (№44-ФЗ), у них не хватает средств. «Невозможно быстро очистить Арктику таким образом. Необходимо разрешить муниципальным властям при обращении с отходами использовать механизм ГЧП (закон №224-ФЗ)», - считает председатель арктической секции НТС Росприроднадзора Михаил Жуков.
Выступавшие эксперты отметили несбалансированность грузопотоков в рамках «северного завоза» и целесообразность организации «северного вывоза» отходов порожними или недозагруженными транспортными средствами, что требует специальных организационных решений. Это предложение внес Андрей Драндусов, заместитель начальника управления экологической безопасности и природопользования компании «Сургутнефтегаз».
На реках с коротким навигационным периодом весеннего паводка, требующего очень высокой оперативности погрузо-разгрузочных работ, Борис Боравский предложил использование обменных плоскодонных несамоходных барж контейнерного типа, в которых в поселок во время весеннего паводка доставляется продукция, а потом в течение года накапливаются отходы для вывоза в следующую навигацию. Это известная схема доставки грузов советским атомным ледокольным лихтеровозом «Севморпуть» с учётом условий речного судоходства.
Заместитель генерального директора ООО «СК «Гидрокор» Олег Гладштейн выступил с докладом «Особенности проектирования, строительства и эксплуатации объектов обработки, утилизации и захоронения отходов в Арктической зоне Российской Федерации», рассказав об успешно реализованных проектах обращения с отходами в условиях Арктики. Так, при разработке проекта в Пудожском муниципальном районе Республики Карелия компания успешно использовала закон №224-ФЗ о государственно-частном партнёрстве. Этот проект был представлен в Министерство природных ресурсов России, где получил самую высокую оценку.
Министр природных ресурсов Республики Карелия Андрей Карпилович рассказал о проблемах обращения с отходами производства и потребления в Арктической зоне Карелии и предложениях по их решению. Он дал высокую оценку сотрудничества региона с ООО «СК «Гидрокор» и опыту использования механизмов закона о ГЧП.
Было отмечено, что сфера обращения с отходами регулируется с помощью единого для всех регионов законодательства, в первую очередь закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Однако на практике в Арктике его требования зачастую невыполнимы. Так, предельный срок временного хранения отходов в 11 месяцев недостаточен для условий Арктики. Участники заседания, среди которых были представители органов власти, природопользователей и общественных организаций, поделились мнениями о том, что еще необходимо изменить и усовершенствовать в законодательстве, чтобы наладить эффективную систему обращения с отходами в Арктике.
Генеральный директор АО «Комбинат экологического обслуживания» Владимир Аленцин подчеркнул, что в Арктике рентабельно использовать исключительно мобильные установки для утилизации и обезвреживания опасных отходов, однако для этого нет правового поля.
Андрей Драндусов («Сургутнефтегаз») обратил внимание на другую правовую коллизию. По закону для вывоза отходов компания обязана заключать договор с региональным оператором, а не вывозить их самостоятельно. Однако регоператор просто не может добраться до какого-нибудь месторождения и отказывает в заключении договора – а компанию за это привлекают к ответственности.
Предприятия нужно избавить от избыточного регламентирования их деятельности, например от лицензирования при работе со вторсырьем, считает Анастасия Горленко, старший научный сотрудник факультета почвоведения МГУ им. Ломоносова и начальник отдела по обращению с отходами АНО «Экотерра».
Арктическая специфика показывает, что обращение с ТКО в России со всем ее географическим и климатическим разнообразием нельзя регулировать одними нормами для всех регионов, подытожил выступления председатель Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ Сергей Алексеев, который выступил модератором круглого стола.
«Очень большое значение имеет не только захоронение, переработка и утилизация отходов, но и экологическое просвещение населения, его ознакомление с требованиями законодательства и наилучшими практиками в сфере обращения с отходами потребления и экологичного поведения в целом. Это – одно из направлений деятельности Проектного офиса развития Арктики. Когда люди исповедуют принципы Reduce, Reuse, Recycle [сократить потребление, повторно использовать, переработать — прим. ред.], это снижает нагрузку на инфраструктуру обращения с отходами», — комментирует эколог Проектного офиса развития Арктики Полина Чепляева, которая также приняла участие в мероприятии.
«Постановка вопросов на круглом столе о практике реализации реформы в сфере обращения с отходами актуальная и требует дальнейшего развития. Особо следует выделить важность использования в этой специфической области механизмов ГЧП, поэтому было бы целесообразно эту тему рассмотреть самостоятельно», - считает член экспертного совета ПОРА Анатолий Шевчук, заместитель председателя СОПС ВАВТ Минэкономразвития России, академик РЭА.
В июне ПОРА и НТС Росприроднадзора планируют провести ещё одну дискуссию, посвященную особенностям проектирования, строительства и эксплуатации объектов обработки, утилизации и захоронения отходов в Арктике. На ней будут более подробно рассмотрены механизмы взаимодействия государства, бизнеса и общества в «мусорной» сфере в рамках ФЗ-224 о государственно-частном партнерстве.
Борис Боравский, руководитель рабочей группы секции по вопросам Арктики и сохранения биоразнообразия, предложил рассматривать три категории арктических территорий с точки зрения вопросов обращения с отходами потребления: промышленные центры, центры недропользования и арктические поселки.
В крупных промышленных центрах и связанных с ними городах наличествуют значительное население и необходимая инфраструктура. Для них достижимы раздельный сбор и сортировка отходов потребления, а местами и их частичная переработка. Эти центры имеют налаженную транспортную схему, позволяющую вывозить сортированные отходы, пригодные для вторичной переработки. Захоронение части отходов на технологически правильно организованных полигонах и их пиролиз с учетом экологических требований также актуальны и доступны для этих центров.
В центрах недропользования практически все население является сотрудниками компаний-недропользователей. Оно относительно невелико и компактно расселено. Обращение с отходами потребления, как и вся сфера деятельности по жизнеобеспечению, ложится на недропользователей, для которых наиболее эффективным вариантом является их вывоз отходов в центры, где они могут быть приняты и переработаны. Недропользователи способны также организовать на местах пиролиз части отходов, учитывая действующие экологические требования. Единственным вопросом является отделение подверженных гниению влажных органических отходов, которые наиболее целесообразно захоранивать на месте на специально организованных полигонах с учетом всех требований к таким объектам.
Наиболее сложна ситуация в арктических поселках с невысокой численностью населения, для которых характерна сложная транспортная схема без серьезных производственных мощностей и максимально упрощенная схема энергообеспечения. Для них желательны и достижимы сбор и вывоз отходов для переработки, термическая переработка в энергетических целях. При этом необходимо организовать отдельный сбор подверженных гниению влажных органических отходов и их захоронение на специально организованных полигонах с учетом всех требований к таким объектам.
Когда арктические муниципалитеты финансируют решение «мусорных проблем» в соответствии с законом о госзакупках (№44-ФЗ), у них не хватает средств. «Невозможно быстро очистить Арктику таким образом. Необходимо разрешить муниципальным властям при обращении с отходами использовать механизм ГЧП (закон №224-ФЗ)», - считает председатель арктической секции НТС Росприроднадзора Михаил Жуков.
Выступавшие эксперты отметили несбалансированность грузопотоков в рамках «северного завоза» и целесообразность организации «северного вывоза» отходов порожними или недозагруженными транспортными средствами, что требует специальных организационных решений. Это предложение внес Андрей Драндусов, заместитель начальника управления экологической безопасности и природопользования компании «Сургутнефтегаз».
На реках с коротким навигационным периодом весеннего паводка, требующего очень высокой оперативности погрузо-разгрузочных работ, Борис Боравский предложил использование обменных плоскодонных несамоходных барж контейнерного типа, в которых в поселок во время весеннего паводка доставляется продукция, а потом в течение года накапливаются отходы для вывоза в следующую навигацию. Это известная схема доставки грузов советским атомным ледокольным лихтеровозом «Севморпуть» с учётом условий речного судоходства.
Заместитель генерального директора ООО «СК «Гидрокор» Олег Гладштейн выступил с докладом «Особенности проектирования, строительства и эксплуатации объектов обработки, утилизации и захоронения отходов в Арктической зоне Российской Федерации», рассказав об успешно реализованных проектах обращения с отходами в условиях Арктики. Так, при разработке проекта в Пудожском муниципальном районе Республики Карелия компания успешно использовала закон №224-ФЗ о государственно-частном партнёрстве. Этот проект был представлен в Министерство природных ресурсов России, где получил самую высокую оценку.
Министр природных ресурсов Республики Карелия Андрей Карпилович рассказал о проблемах обращения с отходами производства и потребления в Арктической зоне Карелии и предложениях по их решению. Он дал высокую оценку сотрудничества региона с ООО «СК «Гидрокор» и опыту использования механизмов закона о ГЧП.
Было отмечено, что сфера обращения с отходами регулируется с помощью единого для всех регионов законодательства, в первую очередь закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Однако на практике в Арктике его требования зачастую невыполнимы. Так, предельный срок временного хранения отходов в 11 месяцев недостаточен для условий Арктики. Участники заседания, среди которых были представители органов власти, природопользователей и общественных организаций, поделились мнениями о том, что еще необходимо изменить и усовершенствовать в законодательстве, чтобы наладить эффективную систему обращения с отходами в Арктике.
Генеральный директор АО «Комбинат экологического обслуживания» Владимир Аленцин подчеркнул, что в Арктике рентабельно использовать исключительно мобильные установки для утилизации и обезвреживания опасных отходов, однако для этого нет правового поля.
Андрей Драндусов («Сургутнефтегаз») обратил внимание на другую правовую коллизию. По закону для вывоза отходов компания обязана заключать договор с региональным оператором, а не вывозить их самостоятельно. Однако регоператор просто не может добраться до какого-нибудь месторождения и отказывает в заключении договора – а компанию за это привлекают к ответственности.
Предприятия нужно избавить от избыточного регламентирования их деятельности, например от лицензирования при работе со вторсырьем, считает Анастасия Горленко, старший научный сотрудник факультета почвоведения МГУ им. Ломоносова и начальник отдела по обращению с отходами АНО «Экотерра».
Арктическая специфика показывает, что обращение с ТКО в России со всем ее географическим и климатическим разнообразием нельзя регулировать одними нормами для всех регионов, подытожил выступления председатель Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ Сергей Алексеев, который выступил модератором круглого стола.
«Очень большое значение имеет не только захоронение, переработка и утилизация отходов, но и экологическое просвещение населения, его ознакомление с требованиями законодательства и наилучшими практиками в сфере обращения с отходами потребления и экологичного поведения в целом. Это – одно из направлений деятельности Проектного офиса развития Арктики. Когда люди исповедуют принципы Reduce, Reuse, Recycle [сократить потребление, повторно использовать, переработать — прим. ред.], это снижает нагрузку на инфраструктуру обращения с отходами», — комментирует эколог Проектного офиса развития Арктики Полина Чепляева, которая также приняла участие в мероприятии.
«Постановка вопросов на круглом столе о практике реализации реформы в сфере обращения с отходами актуальная и требует дальнейшего развития. Особо следует выделить важность использования в этой специфической области механизмов ГЧП, поэтому было бы целесообразно эту тему рассмотреть самостоятельно», - считает член экспертного совета ПОРА Анатолий Шевчук, заместитель председателя СОПС ВАВТ Минэкономразвития России, академик РЭА.
В июне ПОРА и НТС Росприроднадзора планируют провести ещё одну дискуссию, посвященную особенностям проектирования, строительства и эксплуатации объектов обработки, утилизации и захоронения отходов в Арктике. На ней будут более подробно рассмотрены механизмы взаимодействия государства, бизнеса и общества в «мусорной» сфере в рамках ФЗ-224 о государственно-частном партнерстве.
19 мая 2022