Фото: Колотилин Андриан/GeoPhoto.ru
Дмитрий Сергеев: Государство должно вложиться в общедоступные базы данных о геокриологической обстановке
Инфраструктуру Арктической зоны России необходимо адаптировать к изменениям климата и связанным с этим рискам таяния вечной мерзлоты, полагают эксперты ФАНУ «Востокгосплан». России необходима концепция последовательной адаптации инфраструктуры к последствиям потепления в северных широтах — причем адаптация должна быть как превентивной, так и посткризисной, считают исследователи. Свои предложения, такие как применение термостабилизаторов, защищающих инженерные сооружения от последствий просадок, а также культивация лесных посадок, возведение дамб,— они изложили в аналитической записке, опубликованной 10 мая 2022 года на сайте «Восточного центра государственного планирования».
Член Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, кандидат геолого-минералогических наук, заведующий Лабораторией геокриологии им. Г.З. Перльштейна (ИГЭ РАН) Дмитрий Сергеев комментирует представленные идеи.
«В последнее время подобных материалов в Сети появляется довольно много. Это обусловлено теоретическим пониманием того, что мерзлота реагирует на климатические изменения. Однако надо учитывать, что фактических данных, подтверждающих эту мысль, почти нет, а те свидетельства, которые приводятся в разных источниках, например в упомянутой аналитической записке, наводят на мысль о том, что подобные оценки не основаны на фактических данных.
Так, конкретный пример трассы Сейда—Воркута весьма удивителен, потому что температур грунта –6 и –7 в этом районе не было никогда — это температуры некоторых ландшафтов Северного Ямала. [В записке утверждается: «На трассе Сейда–Воркута выявлено увеличение осадки дорожного полотна с 10–15 см до 50 см за последние 10 лет, что связано с увеличением среднегодовой температуры вечной мерзлоты за этот период от –6°…–7° до –3°C» — примечание ПОРА].
Необходимо в большей степени опираться на реальные данные, а не на испорченный телефон пересказанной информации. Этому могут помочь общедоступные базы данных о реальной геокриологической обстановке. Но для того, чтобы оперировать реальными данными, нужен хозяин, готовый нести постоянные затраты на их актуализацию и поддержку. Пока ни одно ведомство в России за решение этой задачи не взялось. Естественно, что сил, средств и кадров всамой науке не хватает для того, чтобы создавать и поддерживать базы общедоступных данных о состоянии многолетней мерзлоты.
Таким образом, позициягосударства здесь выглядит неудовлетворительно, а бизнес-структуры не будут браться за решение этой задачи, поскольку она не связана напрямую с получением прибыли, но лишь может предотвратить возможные локальные убытки. Эта область деятельности относится к развитию так называемой научной инфраструктуры. Научная инфраструктура - неблагодарная отрасль, поскольку не приносит непосредственной прибыли.
Если говорить о зависимости нарушений инфраструктуры в связи с климатическим потеплением, то действительно такая зависимость есть, но её образно можно представить следующим образом: было 1000 просадок, а станет 1010. Основные неприятности, преследующие наши инфраструктурные объекты, связаны прежде всего с некачественными изысканиями, плохими проектными решениями и неграмотной эксплуатацией».
Член Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, кандидат геолого-минералогических наук, заведующий Лабораторией геокриологии им. Г.З. Перльштейна (ИГЭ РАН) Дмитрий Сергеев комментирует представленные идеи.
«В последнее время подобных материалов в Сети появляется довольно много. Это обусловлено теоретическим пониманием того, что мерзлота реагирует на климатические изменения. Однако надо учитывать, что фактических данных, подтверждающих эту мысль, почти нет, а те свидетельства, которые приводятся в разных источниках, например в упомянутой аналитической записке, наводят на мысль о том, что подобные оценки не основаны на фактических данных.
Так, конкретный пример трассы Сейда—Воркута весьма удивителен, потому что температур грунта –6 и –7 в этом районе не было никогда — это температуры некоторых ландшафтов Северного Ямала. [В записке утверждается: «На трассе Сейда–Воркута выявлено увеличение осадки дорожного полотна с 10–15 см до 50 см за последние 10 лет, что связано с увеличением среднегодовой температуры вечной мерзлоты за этот период от –6°…–7° до –3°C» — примечание ПОРА].
Необходимо в большей степени опираться на реальные данные, а не на испорченный телефон пересказанной информации. Этому могут помочь общедоступные базы данных о реальной геокриологической обстановке. Но для того, чтобы оперировать реальными данными, нужен хозяин, готовый нести постоянные затраты на их актуализацию и поддержку. Пока ни одно ведомство в России за решение этой задачи не взялось. Естественно, что сил, средств и кадров всамой науке не хватает для того, чтобы создавать и поддерживать базы общедоступных данных о состоянии многолетней мерзлоты.
Таким образом, позициягосударства здесь выглядит неудовлетворительно, а бизнес-структуры не будут браться за решение этой задачи, поскольку она не связана напрямую с получением прибыли, но лишь может предотвратить возможные локальные убытки. Эта область деятельности относится к развитию так называемой научной инфраструктуры. Научная инфраструктура - неблагодарная отрасль, поскольку не приносит непосредственной прибыли.
Если говорить о зависимости нарушений инфраструктуры в связи с климатическим потеплением, то действительно такая зависимость есть, но её образно можно представить следующим образом: было 1000 просадок, а станет 1010. Основные неприятности, преследующие наши инфраструктурные объекты, связаны прежде всего с некачественными изысканиями, плохими проектными решениями и неграмотной эксплуатацией».
12 мая 2022