Эксперты обсудили создание системы экомониторинга на Севморпути

Фото: Гернет Николай/GeoPhoto.ru

Эксперты обсудили создание системы экомониторинга на Севморпути

Проблемы создания системы экологического мониторинга Северного морского пути обсудили участники дискуссии, прошедшей в первой декаде марта 2023 года на Международном форуме-выставке «Чистая страна» в Сколково. Модератором мероприятия выступил Вадим Петров, председатель Общественного совета Росгидромета.

По мнению Петрова, планируемая система экомониторинга важна для обеспечения безопасности Севморпути как магистрали, являющейся «серьезной альтернативой другим транспортно-логистическим маршрутам». Эксперт отметил, что мониторинг сейчас проводится силами ряда организаций, вовлеченных в процесс эксплуатации СМП. И важным аспектом здесь является унификация параметров, подлежащих мониторингу, а также получаемых в процессе данных, так чтобы их можно было интерпретировать единым образом. Петров полагает, что этого можно достичь, стандартизировав документы, регламентирующие создание системы.

Председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин подчеркнул, что Северный морской путь становится транспортной артерией 21 века, и призвал рассматривать вопрос создания системы экомониторинга применительно к Большому Севморпути – транспортному морскому коридору, который объединяет воды от морской границы России и Норвегии на западе до границы с КНДР на востоке. Одной из проблем, которую будет призвана решать система, он считает нарастающее загрязнение вод микропластиком. «Микропластик — угроза 21 века. Мы знаем про пластиковые «острова» в Карибском бассейне, но очень скоро подобные скопления могут появиться и у нас в Северном Ледовитом океане. В Баренцево и Белое моря течениями выносится огромное количество пластиковых отходов из европейских стран. Микропластик находят в простейших, рыбе, тюленях и других морских животных. Экосистемы здесь особенно уязвимы, и комплексная система экомониторинга на Северном морском пути должна позволять отслеживать эти угрозы, должна содействовать распространению принципов ответственного судоходства», – сказал Доронин. По его наблюдению, устойчивых успехов в этой сфере можно добиться с помощью экологического просвещения. Доронин привел в пример проект ПОРА «Пластик в дело», в рамках которого жители Норильска, Дудинки, Никеля и Заполярного получили возможность сдавать пластиковые бутылки и крышки, посещать экологические уроки и участвовать в экосубботниках по очистке городских территорий от мусора.

Игорь Павловский, директор Информационного-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики, обособленного подразделения ПОРА в Санкт-Петербурге, рассказал об еще одном направлении экомониторинга – загрязнении вод моторным топливом. «Тяжелое судовое топливо – фактически, это просто мазут. Его основное преимущество – дешевизна. Но с его использованием связаны три проблемы: выбросы при сжигании, утечки при бункеровке [заправке] судов и хранении этого топлива на прибрежных территориях, а также разливы в ходе аварий по пути следования морских судов», – говорит Павловский. Эксперт отметил, что в России порядка 3/4 флота работает на тяжелом топливе, при этом у половины судов в скором времени истекает срок эксплуатации. Наиболее перспективным Павловскому видится перевод судоходства в перспективе на сжиженный газ. На этом настаивает и Международная морская организация, но предлагает радикально быстрый шаг – запретить с 2024 года в Арктической зоне эксплуатацию судов на тяжелом топливе. Россия и Канада пока не поддерживают такое решение, потому что быстрый перевод судов на СПГ невозможен, а резкий отказ от мазута приведет к более серьезным последствиям, чем возможная реализация экологических рисков – речь о безопасности снабжения населения арктических регионов. Однако в связи с ростом грузооборота на Севморпути перевод морского транспорта на другой вид топлива здесь становится все более актуальным, отметил Павловский.

Александр Закондырин, председатель Общественного совета при Минприроды России, отметил два основных направления, связанные с созданием системы экомониторинга. Первое – все, что связано с климатическими изменениями в Арктической зоне, где процессы происходят гораздо быстрее, чем в остальной части планеты. Закондырин отметил, что у Северного морского пути появляются благодаря этому уникальные конкурентные преимущества, однако за изменениями климата нужно пристально следить. А вторая часть – это антропогенная нагрузка, связанная с ростом грузопотока. Закондырин обратил внимание на пока еще непроясненный вопрос о том, кто в итоге будет оператором системы экомониторинга на СМП. Им может стать подведомственная структура «Росатома», либо же функции оператора получит Росгидромет, и тогда система мониторинга Северного морского пути будет частью комплексной системы, которая сейчас создается в стране, пояснил Закондырин.

Николай Шабалин, исполнительный директор Центра морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, представил результаты проекта по созданию рамочной программы наблюдения за надводной и подводной экологической безопасностью в акватории Севморпути. Программу с 2021 года совместно реализуют ЦМИ МГУ и «Росатом». На первом этапе речь шла о консолидации исходных данных, проведении пилотных мониторинговых исследований, выработке с помощью экспертного сообщества методологии регулярного экомониторинга. В этой деятельности приняли участие 50 экспертов из порядка 30 организаций. В 2021 были выполнены исследования на полусотне станций, расположение которых охватывает всю акваторию и учитывает основные экосистемы морей. В 2022 году были продолжены экспедиционные исследования, причем фокус был сделан на наблюдении за морскими животными и птицами.

«Если говорить про параметры, то нужно изучать все, что предусматривает российское и международное законодательство: гидрометеорологические параметры, состояние атмосферного воздуха, морских вод, донных отложений, мониторить биоразнообразие, уровень загрязняющих веществ в воде, в донных отложениях, в воздухе, в тканях живых организмов, – сказал Шабалин. – Следить нужно за важными экосистемными компонентами и критическими местообитаниями, лежками морских млекопитающих, птичьими базарами, местами нагула рыб. Отдельная история – это контроль биологических инвазий: заноса в акваторию Северного морского пути потенциально опасных животных».

Росатом законодательно ограничен акваторией СМП, поэтому пока Баренцево и Берингово моря находятся вне зоны внимания этого проекта, «хотя понятно, что ими надо заниматься», отметил Шабалин. По его словам, концепция создания системы экомониторинга в акватории Севморпути уже передана на рассмотрение в Минприроды. Шабалин уверен, что оператором программы должны выступить Минприроды и Росгидромет, а роль «Росатома» должна быть координирующей и согласующей в рамках своей зоны ответственности. Важно также наладить обмен опытом и данными между госкорпорацией «Росатом» и недропользователи, судоходными компаниями и грузоотправителями, сделать разнородно собираемые сейчас данные консолидированными и общедоступными, сказал эксперт.

Эту идею поддержала Зоя Шаргатова, член Общественного совета при Росгидромете, отметив необходимость наладить систему работы с агрегированными данными из разных источников.

Николай Землянов, заместитель директора Государственного океанографического института системы Росгидромета, напомнил о том, что ранее все научные данные по итогам плавания судов сдавались в госфонд. Эксперт уверен, что сейчас следовало бы внедрить ту же практику: «Выстраивать систему мониторинга следует, базируясь на опыте, полученном за последние полвека». Проблему Землянов видит и в нехватке квалифицированных специалистов. По его мнению, важным аспектом создаваемой системы мониторинга является подготовка профильных кадров.
Экспертный центр "ПОРА"
13 марта 2023
Экология
Николай Доронин
Вадим Петров
Игорь Павловский
Александр Закондырин