Эксперты ПОРА оценили перспективы развития Севморпути
Николай Доронин и Павел Иванкин обсудили развитие Северного морского пути – смотрите видеозапись дискуссии экспертов
Планы по развитию Северного морского пути и сложности, связанные с расширением активности на этой уникальной транспортной магистрали, обсуждают Николай Доронин, председатель правления Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики», член Общественной палаты РФ и Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура». Дискуссия прошла в октябре 2023 года в студии N.trans Lab – экспертного проекта о транспорте, логистике, управлении цепями поставок.
В первой части беседы речь идет о геополитических аспектах СМП. Можно ли утверждать, что внимание к СМП подчеркивает притязания стран на Арктику? Какие шансы на успех у России, и не выкидывает ли наша страна деньги на ветер, развивая дорожающий из-за санкций проект? Кто соперники, а кто союзники России в развитии Севморпути, и как можно выстроить эффективную стратегию взаимодействия с ними в новых геополитических условиях?
Вторая часть беседы посвящена развитию грузовой базы Севморпути. Планы правительства России впечатляют: к 2035 году 4/5 всего объема перевозок должны составить углеводороды, из них нефть арктических месторождений – 102,9 млн тонн, сжиженный природный газ – 67,6 млн, уголь Сырадасайского месторождения – 12 млн тонн в год. 20-25% придется на поставки по «северному завозу», оборудование для арктических проектов, цветные металлы (медь и никель) и транзит, причем последний будет занимать не более 6%. Что из этого реально окажется на маршруте и когда именно?
Ведь сложностей хватает: себестоимость добычи нефти из-за суровых погодных условий даже выше, чем в Мексиканском заливе, нефтепровод к порту «Бухта Север» длиной 770 км только начали строить, а судов ледового класса для перевозки нефти и газа существенно не хватает. А ещё на восточном участке СМП есть два мелководных пролива: Санникова и Лаптева,– глубиной всего 11-15 метров, через которые не могут проходить контейнеровозы более 6 тыс. TEU. В то время как через Суэц проходят суда 20 тыс.TEU. Получается, что летом по СМП можно сэкономить 30% времени по сравнению с Суэцем, но понадобится три с лишним рейса, чтобы перевезти то, что через Суэц можно «протащить» за один рейс.
На следующей неделе выйдет третья часть интервью.
16 октября 2023