Эксперты ПОРА оценили перспективы развития Севморпути

Эксперты ПОРА оценили перспективы развития Севморпути

Николай Доронин и Павел Иванкин обсудили развитие Северного морского пути – смотрите видеозапись дискуссии экспертов


Планы по развитию Северного морского пути и сложности, связанные с расширением активности на этой уникальной транспортной магистрали, обсуждают Николай Доронин, председатель правления Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики», член Общественной палаты РФ и Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура». Дискуссия прошла в октябре 2023 года в студии N.trans Lab – экспертного проекта о транспорте, логистике, управлении цепями поставок.

В первой части беседы речь идет о геополитических аспектах СМП. Можно ли утверждать, что внимание к СМП подчеркивает притязания стран на Арктику? Какие шансы на успех у России, и не выкидывает ли наша страна деньги на ветер, развивая дорожающий из-за санкций проект? Кто соперники, а кто союзники России в развитии Севморпути, и как можно выстроить эффективную стратегию взаимодействия с ними в новых геополитических условиях?


Вторая часть беседы посвящена развитию грузовой базы Севморпути. Планы правительства России впечатляют: к 2035 году 4/5 всего объема перевозок должны составить углеводороды, из них нефть арктических месторождений – 102,9 млн тонн, сжиженный природный газ – 67,6 млн, уголь Сырадасайского месторождения – 12 млн тонн в год. 20-25% придется на поставки по «северному завозу», оборудование для арктических проектов, цветные металлы (медь и никель) и транзит, причем последний будет занимать не более 6%. Что из этого реально окажется на маршруте и когда именно?

Ведь сложностей хватает: себестоимость добычи нефти из-за суровых погодных условий даже выше, чем в Мексиканском заливе, нефтепровод к порту «Бухта Север» длиной 770 км только начали строить, а судов ледового класса для перевозки нефти и газа существенно не хватает. А ещё на восточном участке СМП есть два мелководных пролива: Санникова и Лаптева,– глубиной всего 11-15 метров, через которые не могут проходить контейнеровозы более 6 тыс. TEU. В то время как через Суэц проходят суда 20 тыс.TEU. Получается, что летом по СМП можно сэкономить 30% времени по сравнению с Суэцем, но понадобится три с лишним рейса, чтобы перевезти то, что через Суэц можно «протащить» за один рейс.


На следующей неделе выйдет третья часть интервью.
Экспертный центр «ПОРА»
16 октября 2023
Комментарии экспертов
Николай Доронин
Павел Иванкин