Эксперты ПОРА: Якутии нужно сформировать новый туристический имидж

Фото: Сергей Доля / GeoPhoto

Эксперты ПОРА: Якутии нужно сформировать новый туристический имидж

В Верхоянском районе Республики Саха (Якутия) планируется создать туристско-рекреационный кластер «Верхоянье – сердце Арктики». Инициативу комментируют члены Экспертного совета ПОРА.

Анастасия Павлова, председатель совета по туристической безопасности Ассамблеи народов Евразии

«Якутия относится к туристическим «эндемикам» нашей страны. Это в прямом и переносном смысле туристический алмаз России, который требует специальной огранки. Якутия, безусловно, прекрасный край и северная сокровищница России. Однако с точки зрения туристической востребованности регион стоит в самом начале своего пути.

Для того, чтобы туры в Якутию стали модными и интересными, должна быть проведена огромная экспертная работа, которая должна опираться и на мнение людей, и на профессиональную оценку. Предлагаю якутским коллегам составить объективную оценку индекса турбезопасности Якутии, расширить туристическую линейку, в которой, кроме привычных маршрутов и услуг, могут появится совершенно неожиданные туристические продукты, не свойственные якутскому климату. Полезно также будет оперативное формирование нового туристического имиджа Якутии — не только как региона северного туризма, но и как региона туризма экологического, палеонтологического, гастрономического, этнографического. Якутский туристический кластер, обладая адекватной креативностью, может подзадорить туристический рынок России и удивить всех, включая экспертное сообщество».

Яна Тестина, доцент кафедры страноведения и международного туризма Санкт-Петербургского государственного университета

«Каждое государство, владеющее даже небольшой частью территории Арктики старается использовать эту возможность для развития туризма и привлечения внимания путешественников. Туризм может стать для регионов Русского Севера индустрией, сопоставимой по значимости с промышленностью и добычей полезных ископаемых, являясь одной из самых мультипликативных отраслей экономики, которая стимулирует развитие смежных направлений и экономику региона. Республика Саха (Якутия) не относится к «популярным» арктическим территориям, как, к примеру, Республика Карелия или Мурманская область, однако не уступает им по красоте. Тем ценнее идея создания нового туристско-рекреационного кластера «Верхоянье – сердце Арктики».

Авторы концепта делают упор на этно-экологическую направленность развития данного направления. При этом следует учитывать перспективные размеры туристского потока и найти «золотую середину» между рентабельностью, защитой окружающей среды и традиционного уклада жизни коренного населения. Формирование кластера необходимо осуществлять с учётом принципов «ответственного» туризма с возможностью «медленного» путешествия с упором на созерцание природы, различные медитативные практики, прогулки. В качестве одного из дополнительных направлений можно рассмотреть длительный сезон наблюдения за северным сиянием с мая для привлечения астротуристов и иностранных путешественников.

В России богатый опыт создания туристско-рекреационных кластеров как особых экономических зон, однако, и их закрытия тоже, как правило, в виду отсутствия резидентов, несмотря на налоговые льготы, которые им предлагаются. Стоит рассчитывать не только на имеющиеся природные, этнографические аттракции, но и понимать возможности хозяйствующих субъектов и их готовность развиваться. Способность к развитию туризма будет зависеть от разнообразия и качества туристской инфраструктуры, прежде всего, средств размещения и питания. К примеру, количество номеров высшей категории в гостиницах и аналогичных средствах размещения в Республике Саха с 2017 по 2021 год снизилось с 218 до 139 единиц.

Интересным в перспективе развития кластера представляется возможность развития сельского туризма: формирования пула гостевых домов, предпринимателей, организующих мастер-классы, интерактивы — с обязательной стандартизацией предоставляемых ими услуг.

Туристско-рекреационный кластер должен формироваться с учетом современных цифровых технологий: обязательно необходимо создание туристского портала (сайта), ведение сообществ в социальных сетях, возможность онлайн бронирования и составления модульного тура, онлайн-оплаты. На сайте должны быть представлены все резиденты, а также их актуальные программы и панорамы 360 градусов.

Важной является подготовка квалифицированных кадров, обладающих советующими компетенциями, что позволит обеспечить население рабочими местами, а также гарантировать достойный уровень сервиса. В Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова осуществляется подготовка кадров по направлению «Туризм». Помимо этого, можно привлекать специалистов для проведения переподготовки кадров онлайн.

Туристско-рекреационный кластер «Верхоянье – сердце Арктики» имеет большие возможности для развития, так как регион обладает большим туристским потенциалом, многообразием видов туризма: этнографический, экологический, научный, спортивный, гастрономический. Главное - учесть российский опыт создания туристско-рекреационных кластеров, принять во внимание экономическое состояние туризма на макро- и мезоуровнях и просчитать реальный туристско-рекреационный поток с учётом транспортной доступности территории. Развитие арктического туризма должно стать элементом «мягкой силы» (soft power) внутри России и за ее пределами».

Олег Мосеев, специалист по маркетингу территорий, инициатор и куратор разработки туристического брендинга Архангельской области в 2015-16 гг.

«Можно только приветствовать создание нового туристско-рекреационного кластера в Арктике. Он имеет все основания стать составной частью единого туристического мастер-плана России, который разрабатывается в настоящее время по заказу Федерального агентства по туризму в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и будет представлен в Правительство до конца 2022 года.

Кластерный подход положительно зарекомендовал себя с конца 2011 года, когда стартовала ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма в нашей стране. На нынешнем этапе назрела необходимость гораздо более тщательной проработки стратегий на федеральном и региональном уровнях, что и привело к формированию мастер-планов территорий — с проведением серьезных предварительных исследований, стратегических сессий и форсайтов. Важны при этом повышение экономической, доходной роли туризма в экономике каждого региона и страны в целом, а также социальная значимость отрасли.

Нужно учитывать, что привлекательность конкретной территории и перспективы эффективной капитализации туристского кластера в значительной степени зависят от оригинальности концепции и яркости символического капитала. «Северная Шамбала» и «Якутский Стоунхендж» звучат весьма свежо и интересно в контексте Верхоянского туристского кластера. Чего не скажешь о нейминге самого проекта. В среде специалистов по маркетингу территорий давно слышатся вполне справедливые пожелания коллегам уходить от набивших оскомину понятий вроде «сердце», «душа», «столица» и т.п. Самый большой по площади и невероятно самобытный регион самой большой в мире страны заслуживает по-настоящему оригинального подхода к наименованию новых туристских кластеров!»


Экспертный центр "ПОРА"
15 июля 2022
Туризм