Ирина Стрельникова – о взаимодействии России со странами БРИКС для развития Арктики

Ирина Стрельникова – о взаимодействии России со странами БРИКС для развития Арктики

Привлечение Китая и Индии к совместным арктическим проектам позволит России получить репутационную выгоду, избежав международной изоляции в макрорегионе; свои интересы здесь и у неарктических партнеров

Складывавшиеся ранее форматы международного взаимодействия в Арктике находятся в кризисе. Россия ищет пути к новым зарубежным партнерам, которые не меньше нашей страны могли быть заинтересованы в участии в арктических проектах. Правда, целеполагание субъектов при этом отличается. Если Россия исходит из принципа сохранения своего особого статуса «арктической державы», то неарктические страны преследуют интерес превратить Арктику в общемировое достояние, в котором не может быть стран, обладающих исключительными правами, отмечает эксперт ПОРА, научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Стрельникова.

«Мир стоит на пороге трансформации, в том числе изменения режимов и форматов международного сотрудничества в Арктике. И в настоящий момент для России как арктической страны крайне важно выбрать максимально удобным механизм и формат сотрудничества в новых геополитических реалиях. Целесообразно искать новых партнеров и новые площадки, пересматривать работу в рамках Арктического совета. При этом именно России как арктической стране с самым большим секторов полярных владений нужно определять для себя максимально удобные форматы и границы сотрудничества. Да, работать с неарктическими странами необходимо, но для России важно держать руки на пульсе и определять вектор, границы и форматы такого взаимодействия.

В условиях политической турбулентности и фактического отстранения России от традиционных форматов сотрудничества в Арктике (Арктический совет), выхода России из Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) критически возрастает необходимость выработки и продвижения повестки устойчивого развития в рамках альтернативных площадок, а также выстраивания долгосрочных форматов сотрудничества, которые будут функционировать в кризисные периоды.

Учитывая растущее экономическое присутствие Китая и Индии в Арктике, научный интерес со стороны Бразилии и ЮАР, а также политический вес БРИКС на международной арене и существующий задел в рамках БРИКС в области устойчивого развития, данный формат может стать одним из ведущих на пути к реализации политики устойчивого развития в Арктическом регионе.


Открытая Арктика – выгоды для России и стран БРИКС

Арктика занимает важное место в мировой экономике в силу своего значительного ресурсного и транспортно-логистического потенциала. В частности, в регионе сосредоточены большие запасы нефти, газа, а также морских биоресурсов. Помимо этого, в Арктике пролегают перспективные транспортные коридоры, в первую очередь Северный морской путь и Северо-Западный проход. В силу этих факторов, арктический регион привлекает внимание ключевых международных акторов, в том числе и неарктических. Ключевыми из неарктических субъектов, которые активно вовлекаются в освоение региона, в настоящий момент являются Китай и Индия. 

В части перспектив привлечения неарктических акторов следует отметить, что ключевые выгоды для России могут быть в первую очередь связаны с потенциалом этих стран стать важными инвесторами в ключевые арктические проекты. Помимо этого, в условиях деградации существовавшей системы международного сотрудничества в Арктике, привлечение неарктических партнеров к совместным проектам в Арктике позволит России получить определенную репутационную выгоду, в том числе избежать международной изоляции в макрорегионе. 

В свою очередь, для непосредственно неарктических стран Арктика представляет интерес, исходя из двух ключевых факторов. Во-первых, этот регион обладает достаточно высоким экономическим потенциалом. Во-вторых, для стран, претендующих на статус мировых держав, важной задачей является участие в международных делах, протекающих в разных регионах мира. 

Ключевыми сферами взаимодействия России и неарктических стран в Арктике являются: участие в проектах по добыче полезных ископаемых, сотрудничество по развитию СМП, а также научная дипломатия. При этом важнейшее препятствие для выстраивания устойчивого партнерства – это различия в объективных интересах стран в Арктике. В частности, если Россия заинтересована в сохранении особого статуса «арктической державы», то неарктические страны преследуют интерес превратить Арктику в общемировое достояние, в котором не может быть стран, обладающих исключительными правами. Различие в этих фундаментальных вопросах приводит к тому, что Россия по большей части готова сотрудничать с неарктическими странами только в качестве «старшего партнера», тогда как неарктические страны стремятся за счет сотрудничества поднять свой статус в регионе и получить более привилегированные условия.


Развитие Севморпути как глобального транзитного коридора и перспективы населенных пунктов в Арктике

СМП является одним из наиболее перспективных транспортных коридоров в мире во многом за счет возможности использования его для транзитных перевозок, которые бы связали Европу и Восточную Азию более коротким маршрутом, чем существующие сейчас. Тем не менее, на текущий момент большая часть навигации по Севморпути осуществляется на маршрутах, пролегающих между портами самого СМП. В 2019 году было совершено 37 транзитных рейса, 14 из которых были международными. В 2020 году было совершено 62 транзитных рейса, 24 из которых были международными. В 2022 году иностранный транзит значительно снизился. Если учитывать количество перевезенного по СМП груза, в 2022 году этот показатель был примерно в 10 раз меньше, чем годом ранее.

Ключевым препятствием для развития СМП именно как глобального транзитного коридора является неразвитость портовой инфраструктуры, а также сухопутных транспортных маршрутов. В связи с этим активное развитие СМП тесно сопряжено с комплексным развитием арктических портовых городов, а также других населенных пунктов, которые могут стать логистическими узлами, особенно при связывании СМП с другими транспортными коридорами, такими как «Север – Юг» или «Владивосток – Ченнай». Ключевым направлением в данном случае может стать реализация серии крупных инфраструктурных проектов, включающей обновление существующих портов, адаптацию их под работу с большим объемом грузов. 

Активная работа по развитию СМП позитивно отразится на арктических населенных пунктах. Во-первых, объемы инвестиций в города и деревни Арктики должны будут серьезно возрасти в силу того, что развитие СМП не может быть отделено от развития арктической инфраструктуры в целом. Во-вторых, при развитии СМП возрастет благосостояние жителей отдаленных населенных пунктов в Арктике, поскольку при наличии стабильной и отлаженной системы морских транспортных перевозок в Арктике вопросы снабжения удаленных территорий можно будет решать значительно легче. Наконец, арктические города и деревни окажутся вовлечены в масштабный транспортный маршрут в случае развития СМП в качестве глобального транзитного коридора. В свою очередь, для жителей самих населенных пунктов в Арктике это будет означать новые возможности для ведения бизнеса, расширенные карьерные перспективы, а также наличие высокооплачиваемой и стабильной работы». 


Эксперты ПОРА – о «повороте на Восток» российской экономики:

Читайте также:

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.


Экспертный центр "ПОРА"
25 сентября 2023
Комментарии экспертов
Ирина Стрельникова