
Фото: Гернет Николай/GeoPhoto.ru
ПОРА читать арктическую рассылку! Знаменитый железнодорожный экспресс, мурманский Экофорум и заполярная наука
Еженедельная рассылка Проектного офиса развития Арктики – выпуск от 24 мая 2024 года
1. Сбережение природы было и остается важным приоритетом в контексте освоения Заполярья.
Мурманск принял первый региональный экологический форум. Здесь собрались представители научного сообщества, органов власти и местного самоуправления, крупных промышленных предприятий, сотрудников заповедников и волонтеров. В русле подготовки к запуску обновленного нацпроекта «Экология» участники обсудили способы сохранения и восстановления северных экосистем, внедрения бережного природопользования, уменьшения антропогенной нагрузки на среду.
В каждом арктическом регионе проведение в жизнь национального проекта «Экология» имеет свою специфику. О том, как он реализуется в Якутии, рассказывает сенатор Сахамин Афанасьев. О проблеме мусора и возможных путях оптимизации обращения с отходами на Севере говорит эксперт ПОРА Вероника Тарбаева. А о том, как достичь национальную цель «Экологическое благополучие», применительно к АЗРФ рассуждает директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики, профессор Московского госуниверситета Сергей Никоноров.
2. Россия – на переднем крае научного изучения Арктики.
Одно из важных технологических средств обеспечения ведущей роли российской науки – ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс», построенная специально для исследования акватории Северного Ледовитого океана. Недавно она возвратилась из своей первой экспедиции в высокие широты, длившейся 20 месяцев и один день. Чем запомнился ее участникам многомесячный дрейф? Слово самим полярникам.
Несмотря на непростую обстановку в мире, российские ученые продолжают свою деятельность на норвежском Шпицбергене. О достижениях и перспективах рассказывает замначальника Российской арктической экспедиции на архипелаге Анна Никулина.
3. Северный морской путь: задачи развития.
Ключевая арктическая магистраль страны наращивает обороты. Со своим видением наиболее важных вопросов развития Севморпути наших зрителей знакомит директор компании «Гекон» Михаил Григорьев.
В зоне особого внимания – задача выхода на круглогодичный режим работы Восточного сектора заполярной транспортной артерии. Для ее решения проводятся различные мероприятия – в том числе тестовые сверхпоздние рейсы, организуемые после официального завершения навигации по Севморпути. Открытие СМП для всесезонного плавания даст толчок развитию многих приморских регионов, например – Архангельской области.
Северный морской путь очень важен и в свете научной повестки России. О месте и роли СМП как объекта исследования – и о других центральных темах изучения Арктики – в нашем видео.
4. Западный опыт. Продолжаем наблюдать за тем, как наши соседи по высоким широтам выстраивают политику развития своих полярных территорий.
Все программы поддержки канадской части Арктики можно уложить в пять стратегических направлений: комплексное экономическое развитие, обеспечение экологического равновесия, развитие туризма, инфраструктуры и повышение уровня жизни населения. А в целях стимулирования роста экономики канадское правительство занимается созданием благоприятной регуляторной среды в целевых регионах. В свою очередь, правительство США делает акцент на развитии инфраструктуры в своем единственном арктическом штате.
5. Освоение удаленных местностей немыслимо без транспортной инфраструктуры. Какую роль сыграли железные дороги в развитии Кольского Заполярья?
В 1930-е годы поезд «Полярная стрела», курсировавший по маршруту Ленинград – Мурманск, был вторым по значимости экспрессом в стране и ходил под номером 3/4. Поезда с таким статусом совмещали в себе скорость и комфорт. Чтобы сократить время в пути, они делали минимальное число остановок и шли с максимально доступной скоростью. Читайте на GoArctic о самом престижном поезде советского Заполярья.
6. Как выглядит Арктика через видоискатель фотоаппарата?
На этот вопрос отвечает Николай Гернет – известный архангельский фотограф, блогер, победитель и финалист многих российских и международных фотоконкурсов, сотрудник отдела экологического просвещения и туризма национального парка «Русская Арктика». Представляем вашему вниманию его интервью, записанное на борту атомного ледокола «50 лет Победы».