Речной транспорт в Арктике

Фото: Зайцев Владимир/GeoPhoto.ru

Речной транспорт в Арктике

Проектный офис развития Арктики (ПОРА) провел заседание дискуссионного клуба на тему «Внутренние водные пути Арктической зоны России. Состояние, тенденции, перспективы развития». Мероприятие состоялось 18 мая в онлайн-формате.

В мероприятии приняли участие     представители пароходств северных рек, государственных учреждений, а также профильных ассоциаций и СМИ. Модератором выступил Игорь Павловский, директор Информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики.

Президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев задал тон дискуссии, рассказав о прошлых достижениях, нынешнем положении дел и перспективах отрасли речного транспорта применительно к Арктической зоне России.  «Самый главная задача – четко определить, какие грузопотоки необходимо перевозить по Северному морскому пути с тем, чтобы отрасль речного транспорта могла определять свою стратегию развития в соответствии с этими объемами грузовой базы»  - считает он.

Директор Северо-Западного филиала Российского речного регистра Владимир Алипа выступил с докладом о состоянии речного флота в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации и Арктическом регионе, а также упомянул о своем опыте работы в Ленском речном пароходстве. Таким образом, он переместил вектор дискуссии на положение дел на одной из важнейших водных артерий, традиционно играющей огромную роль в снабжении восточной части Арктического региона. Владимир Алипа считает, что для обновления речного флота в том числе в Ленском бассейне необходима существенная государственная поддержка.

Главный редактор медиа-группы ИАА “ПортНьюс” Надежда Малышева на вопрос модератора о том, чего не хватает для обновления речного флота, рассказала о своем видении того, как должен происходить этот процесс.  По ее мнению, государственной поддержки обновления речного флота недостаточно. Государство должно оказывать большую поддержку инфраструктурным вопросам, в частности, реконструкции и строительству новых судоверфей, в том числе частных, принадлежащих речным пароходствам.

Генеральный и исполнительный директора Ленского объединенного речного пароходства Сергей Ларионов и Сергей Емельянов подробно рассказали о положении дел и главных проблемах развития отрасли в бассейнах рек Лены и Енисея. С их точки зрения реальной транспортной альтернативы северным рекам – Лене, Енисею, Колыме – в ближайшей перспективе не предвидится. Вместе с тем, существуют искусственные преграды для развития грузового судоходства в Арктической зоне, в частности, запрет на хождение судов класса «река-море» в районе полуострова Таймыр. Это вопрос к государственным регулирующим органам – морскому и речному регистрам, Министерству транспорта, которые, по мнению руководства ЛОРП, должны снять вышеупомянутый запрет в связи с изменением ледовой обстановки. Это дало бы толчок развитию отрасли речного транспорта в Арктическом регионе и увеличению грузопотока по Северному морскому пути. Вместе с тем, они отметили, что в бассейне Лены и в Арктике в целом очень короткий период навигации, а также существует проблема отсутствия гарантированных глубин, которая не позволяет загружать суда полностью. Все эти аспекты должны быть учтены при разработке подходов развития отрасли и обновления речного флота.

Проректор по работе с филиалами и международной деятельности ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова» Елена Смягликова рассказала о вкладе ВУЗа в кадровое обеспечение отрасли речного транспорта Арктического региона, а также о международных проектах Макаровки.

Представитель Департамента развития инфраструктуры Минвостокразвития России Алексей Тихон рассказал о подписанном недавно Президентом России Едином плане мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Согласно Плану Минвосторазвития России до 2022 года должно разработать план развития судоходства по рекам Арктической зоны. Спикер предложил всем участникам дискуссии направить свои предложения в вышеупомянутый план в адрес Министерства.
    
Таким образом, все участники дискуссии пришли к выводу, что без развития внутреннего водного транспорта на северных реках невозможно эффективное освоение Арктического региона и договорились продолжить обсуждение проблем и перспектив отрасли в рамках следующих заседаний дискуссионного клуба ПОРА.
Экспертный центр "ПОРА"
19 мая 2021
Транспорт и логистика