Вячеслав Марача – о давней истории «поворота на Восток» в российской экономической политике
Консолидация системы управления макрорегионом, «съезды сведущих людей» и улучшение уровня жизни населения – как исторический опыт поможет освоению российского Севера и Востока
Во второй декаде сентября 2023 года проходит ставший традиционным Восточный экономический форум. Представители власти, бизнеса и экспертного сообщества подводят промежуточные итоги начатому полтора года назад «повороту на Восток». Мы попросили экспертов ПОРА прокомментировать данную проблематику.
Вячеслав Марача, доцент Финансового университета при правительстве РФ, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при президенте РФ, рассказывает о том, как можно реализовать колоссальный потенциал Арктики, Сибири и Дальнего Востока, опираясь на преимущества их географического положения и исторический опыт Российской Империи.
«Поворот на Восток» в экономической политике российского государства имеет давнюю историю. Еще в XVIII веке М.В. Ломоносов писал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». Важнейшим драйвером «поворота на Восток» стала построенная в 1891–1916 гг. Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб), которая до сих пор является самой длинной железной дорогой в мире (8,3 тыс. км). Министр путей сообщения граф С.Ю. Витте, ставший затем министром финансов и председателем совета министров, сомневался в необходимости строительства Транссиба только ради военного транзита. Вдохновляющую роль для него сыграла концепция Д.И. Менделеева о железной дороге как ключевом факторе освоения новых земель. Он полагал, что для создания постоянного поселения на территории, куда пришла железная дорога, необходимы три фигуры: врач, священник и учитель. Мощный импульс получило освоение Сибири и Дальнего Востока в советское время. В одной только Сибири было основало 185 городов – притом, что всего за годы существования СССР в стране появилось 230 новых городов.
Сегодня российский Дальний Восток и Сибирь – это своеобразный мост между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, превратившимся в ключевой полюс роста мировой экономики. Колоссальные ресурсы и выгодное геостратегическое положение обуславливают высокий инвестиционный потенциал макрорегиона, однако до сих пор его не удавалось реализовать в полной мере из-за инфраструктурной оторванности территории и низкого качества жизни. Рост населения за Уралом остановился почти 30 лет назад.
В последние 20 лет внимание государства к развитию восточной части страны стало расти. В 2012 году во Владивостоке был проведен саммит АТЭС, подготовка которого приобрела форму масштабного мегапроекта – первого в постсоветской России. В послании к Федеральному Собранию 2013 года Владимир Путин назвал Сибирь и Дальний Восток «национальным приоритетом на весь 21-й век». А сегодня для России основными стратегическими целями стали поворот на Восток и достижение технологического суверенитета. Это президент подчеркнул в послании к Федеральному собранию 2023 года.
О реалистичности этой цели говорит российский бизнесмен Олег Дерипаска: «Поворот на Восток идет – все, что мы потеряли в Европе, мы за четыре-семь лет наверстаем в Азии, причем не только в Китае. Потенциал огромный, хотя есть проблемы: долг, инвестиции, логистика. Создание условий для привлечения рабочей силы на предприятия, запуск экономического цикла – только это может удвоить национальный продукт в следующие 10 лет». А экс-губернатор Красноярского края, сенатор от региона Александр Усс отмечает, что природные богатства и энергетика Сибири удачно сочетаются с гигантским растущим рынком Азии. При этом географическая удаленность макрорегиона может быть и положительным фактором в условиях обострения международной обстановки – здесь можно разместить оборонные предприятия и силы стратегического сдерживания.
Как же реализовать гигантский потенциал Сибири и Дальнего Востока?
Необходимо развивать транспортную инфраструктуру
Макрорегион является естественным «мостом» между Европой и АТР и вне конкуренции с точки зрения развития новых транспортных коридоров. Они необходимы как для использования транзитного потенциала, так и для расширения каналов международной торговли на восточном направлении — только так Россия сможет справиться с возникшими геополитическими и экономическими вызовами.
Необходимо наладить грузовые трансконтинентальные перелеты, которые в том числе помогли бы разгрузить Транссиб (таким мультимодальным хабом, соединенным с железной дорогой, мог бы стать красноярский аэропорт Емельяново). Олег Дерипаска полагает, что для Сибири, помимо коридора Восток-Запад, нужен коридор Север-Юг, который обеспечит доступ еще к двум миллиардам населения. Рынки, до которых мы потенциально можем дотянуться, охватывают дружественные страны, производящие почти 30 триллионов долларов глобального ВВП и имеющие 4,5 миллиарда населения.
Александр Усс уверен: «Окно в Азию по своей значимости должно быть сравнимо с петровским окном в Европу. И для того чтобы сделать его реальностью, потребуются решения, которые сопоставимы по масштабу со столыпинской реформой».
П.А. Столыпин упомянут здесь не случайно, поскольку он прекрасно понимал значение «поворота на Восток» для России: «Наш орёл, наследие Византии, – орёл двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращённую на Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью». Подход Столыпина к развитию транспортной инфраструктуры принципиально отличался от применяемых в современной РФ. Анализ, подготовленный к проекту сооружения Амурской дороги (дальневосточной части Транссиба, строившейся в 1907–16 гг.), который он поддерживал и поощрял, исходил из того, что развивать дороги и формировать транспортную инфраструктуру необходимо там, где Россия имеет свои исторические и геополитические интересы, а грузопотоки в очень скором времени после этого сами заявят о себе. Сейчас и Транссиб, и БАМ перегружены, в результате чего российские регионы и предприятия вынуждены конкурировать за выход на дружественные рынки. 31 марта 1908 г. на заседании Государственной Думы П.А. Столыпин ярко и убедительно объяснял депутатам: «Русские пионеры построят дорогу, они осядут вокруг этой дороги, они вдвинутся в край и вдвинут вместе с тем туда и Россию». Но, к сожалению, когда рассматриваются проекты дорожного строительства, в РЖД сначала считают грузопотоки, то есть подходят к этому как сугубо к коммерческому, а не пространственному проекту.
Нужно преодолеть отношение к Сибири и Дальнему Востоку как «кладовой ресурсов»
Для развития макрорегиона нужна не только добыча сырья, но и развитие перерабатывающих, а также высокотехнологичных производств. Базой для этого является цепочка промышленно развитых городов (большинство их них расположены вдоль Транссиба), а также научно-инновационные центры в Томске и Новосибирске, федеральные университеты во Владивостоке и Якутске и т.д.
Необходимо развивать человеческий капитал и повышать качество жизни людей
На территории макрорегиона необходимо преодолеть тенденцию сокращения численности населения и повысить качество жизни, усовершенствовать систему поддержки МСП и талантливой молодежи.
Вдохновляющим примером здесь может служить столыпинская переселенческая политика. Благодаря продуманным мерам поддержки со стороны правительства в Сибирь и на Дальний Восток добровольно переехали более 3 миллионов человек. Впервые началось не только военное и ресурсное, но и земледельческое, а затем и промышленное освоение этих опорных для России территорий. Дети и внуки столыпинских переселенцев сумели дать отпор японцам на озере Хасан и реке Халхин-Гол. Ими же комплектовались знаменитые сибирские дивизии, геройски отстоявшие в Москву в декабре 1941 года.
К сожалению, начавшаяся три десятилетия назад депопуляция макрорегиона [автор имеет ввиду в совокупности Арктику и Дальний Восток – прим. ПОРА] продолжается, и сегодня численность его населения – всего лишь около 25 млн человек. За последнее десятилетие население СФО сократилось на 5 %, а ДФО – на 16 %. И для того, чтобы осуществить «поворот на Восток» в экономике, нужно развернуть с Запада на Восток миграционные потоки. При этом развитие территорий не может ограничиваться одним лишь строительством или модернизацией предприятий. Помимо высокооплачиваемых рабочих мест, необходимо повышение качества жизни, подразумевающее модернизацию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также городской среды до современного уровня, привлекательного и для высококвалифицированных специалистов, и для молодежи. Не должно быть таких ситуаций, когда в Сибири добывается 87% российского газа – но при этом значительная доля населения Сибири живет без газа.
Уже сегодня в макрорегионе можно было бы предпринять ряд конкретных стимулирующих мер социального характера: запустить льготную ипотеку по примеру дальневосточной программы жилищного кредитования под два процента годовых, жилищные сертификаты для привлечения молодых и квалифицированных специалистов, в том числе для врачей и учителей, провести ревизию советских «северных» льгот, адаптировать их к современным условиям и распространить на всех жителей Сибири и Дальнего Востока.
Необходимо субсидирование местных авиаперевозок, поскольку для многих населенных пунктов Сибири и Дальнего Востока авиация является единственным видом транспорта. Залогом экономического развития и стимулом для притока населения послужит поддержка малого и среднего бизнеса. А для того, чтобы молодежь, которая приезжает учиться в сибирские и дальневосточные университеты из других регионов, оставалась там жить, необходимо инвестировать в таланты, в предпринимателей с амбициозными проектами, в том числе инновационными, в соответствующую инфраструктуру поддержки, позволяющую им дотянуться до инвесторов.
Необходима эффективная система управления, соответствующая особенностям макрорегиона
В Российской Империи существовало пять разных порядков регионального управления для разных типов территорий, в том числе специальный – для герерал-губернаторств Сибири и Дальнего Востока. В 1909 году в своем обращении к членам правительства П.А. Столыпин обратил внимание на ключевую проблему в решении дальневосточного вопроса – отсутствие консолидации органов управления на всех уровнях власти. Он отмечал необходимость «сплотить и двинуть правительственные силы к быстрому созданию прочного оплота русского государства в дальневосточных областях». Столыпин предложил передать функции координации действий всех правительственных ведомств в регионе Комитету по заселению Дальнего Востока (КЗДВ), созданному по образцу успешно действовавшего ранее КСЖД (Комитета Сибирской железной дороги).
Исторический опыт свидетельствует, что в контексте выработки специфического порядка регионального управления и координационных функций не следует делить макрорегион на Западную Сибирь, Восточную Сибирь и Дальний Восток – нужна консолидированная система управления процессами освоения территории макрорегиона. После совещания по развитию ЗАТО и населённых пунктов в Арктической зоне России, прошедшего 20 июля 2023 года в Мурманске, президент Путин поручил правительству России определить перечень населенных пунктов в Арктической зоне РФ, которые будут считаться опорными. Возможно, далее следует сформировать сеть опорных населенных пунктов всего макрорегиона Сибири и Дальнего Востока. Каждый из этих населенных пунктов должен выполнять определенные стратегические, административно-управленческие и инфраструктурно-сервисные функции по отношению к прилегающей территории, а сеть опорных населенных пунктов в целом должна быть связной и обеспечивающей доступность указанных функций на всей заселенной территории макрорегиона, а также на территориях освоения, даже если оно происходит вахтовым методом.
Также следует отметить важность механизмов общественного участия в управлении. Из ценного исторического опыта можно вспомнить «Съезды сведущих людей», проведение которых было введено в практику управления первым генерал-губернатором Приамурья бароном А.Н. Корфом в 1885 году. В 2013 году в контексте «Губернаторской программы модернизации управления Хабаровским краем» была предпринята попытка возрождения таких съездов. Однако добиться их проведения в том масштабе и с тем значением, которые им придал А.Н. Корф, пока не удалось.
Эксперты ПОРА – о «повороте на Восток» российской экономики:
- Наталия Белякова – Арктическая зона готовится к «азиатскому повороту» в туризме
- Александр Воротников: для развития Дальнего Востока нужен закон по примеру арктического
- Елена Гладун. Политико-правовые векторы сотрудничества стран БРИКС в Арктике
- Павел Иванкин. Разворот на Восток: дефицит как возможность
- Андрей Криворотов: «Поворот на Восток» – это задача переосмысления судеб российского Севера
- Ирина Стрельникова – о взаимодействии России со странами БРИКС для развития Арктики
- Юлия Харламова — Севморпуть как часть восточного вектора транспортной геостратегии России
- Анна Шишигина: приток инвестиций важнее прочих факторов для развития российских регионов
Читайте также:
- ПОРА развернуться на Восток. Эксперты обсудят изменения в российской внешней политике на заседании Дискуссионного клуба ПОРА
- В Мурманске эксперты обсудили взаимодействие с партнерами из Азии. Эксперты ПОРА поговорили о том, как один из регионов российского Северо-Запада взаимодействует с контрагентами из Азии и об особенностях культуры и менталитета восточных партнеров
- Эксперты ПОРА: Китай может стать технологическим партнером в развитии СМП. Вопросы переориентации российской экономики на восточное направление обсудили участники дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.