Вячеслав Марача – о принципах эффективной господдержки МСП в Арктике
Индивидуальный подход, субсидиарность, субсидирование инфраструктуры и компенсация северных удорожаний – именно на это должны опираться инструменты государственной поддержки бизнеса в АЗРФ
В Арктике определяющую роль играет государство – таковы объективные особенности данного макрорегиона, развивать который в одиночку не может никакой субъект экономической деятельности. Но и устойчивое развитие немыслимо без полноценного вовлечения в процесс малого и среднего бизнеса. Какими должны быть принципы государственной поддержки развития предпринимательства в Арктической зоне, рассказывает Вячеслав Марача, доцент Финансового университета при правительстве РФ, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при президенте РФ, вице-президент Национальной гильдии профессиональных консультантов.«Одной из ключевых характеристик Арктической зоны России, которые необходимо учитывать при формировании политики развития предпринимательства, является определяющая роль государства. Именно от государства зависит создание и устойчивое функционирование жизнеобеспечивающих инфраструктур, без которых невозможно воспроизводство предпринимательской деятельности. Затраты на поддержание таких инфраструктур часто определяются не столько экономической эффективностью (когда они окупаются за счет природной ренты), сколько стратегической целесообразностью. Однако малый и средний бизнес, обеспечивающий занятость части местного населения или поставку для него товаров и услуг, должен действовать в экономической логике. И в этой логике преодоление им порога рентабельности часто возможно только при поддержке государства (примером могут служить оленеводческие хозяйства).
Для наиболее эффективного оказания государственной поддержки развития предпринимательства в Арктической зоне России важно определить принципы. Такими принципами являются индивидуальный подход, субсидиарность, субсидирование инфраструктуры и компенсация северных удорожаний.
Принцип 1. Индивидуальный подход
Арктика не терпит общих решений. Даже на территории одного и того же муниципального образования ведение бизнеса в разных населенных пунктах может существенно отличаться по климатическим условиям, транспортной доступности в разное время года, логистическим издержкам и иным значимым характеристикам. А поэтому при определении механизмов, инструментов и конкретных условий государственной поддержки развития предпринимательства необходим «штучный», индивидуальный подход. Этим поддержка МСП в Арктике принципиально отличается от таковой на «материке», где средние и особенно малые предприятия рассматриваются как достаточно массовое явление, для работы с которым нужны некие общие правила.
Например, именно на индивидуальной основе должна оказываться поддержка этнического предпринимательства в традиционных промыслах – в силу их уникальности. Аналогичный подход применим и к развитию этнического предпринимательства в туризме, природопользовании, отраслях сельского сервиса. При этом важно исходить из того, что традиционные виды хозяйственной деятельности народов Севера и связанное с ними природопользование лишь частично подчиняются экономической логике. Они являются составными частями образа жизни коренных народов, что должно учитываться при формировании программ господдержки.
Также на индивидуальной основе должно осуществляться стимулирование производства любой другой уникальной продукции и технологий, создаваемых в АЗ РФ. Финансовая поддержка для таких продуктов должна исходить из оценки того, насколько они способны преодолевать ограничения малых местных рынков и обладают экспортным потенциалом, из оценки их потенциальных рынков, а также того, сколько стоит продвижение на эти рынки.
Индивидуального подхода требует и введение обязательных субконтрактных условий для интеграции крупных ресурсных компаний и МСП в АЗРФ. В этом случае категория «индивидуальности» применяется уже не к МСП, а к проектам крупных ресурсных компаний: каждый такой проект уникален и нуждается в продумывании эффективных механизмов привлечения местных МСП.
Но как возможна реализация индивидуального подхода в рамках системы государственного и муниципального управления, которая должна опираться на законодательство и общие правила? Для ответа на данный вопрос необходим принцип субсидиарности.
Принцип 2. Субсидиарность
Очевидно, что принятие индивидуальных решений требует хорошего знания местной специфики, а поэтому должно быть максимально приближено к территории, к конкретным населенным пунктам. В идеале их должны принимать на муниципальном уровне – там, где руководители прекрасно знают не только местные условия ведения бизнеса, но и «всю подноготную» каждого предпринимателя. Но при этом основными ресурсами располагают федеральный и (в меньшей степени) региональный уровни государственного управления.
Разрешить данное противоречие помогает принцип субсидиарности (от лат. subsidiarius – вспомогательный) – принцип социальной организации, возникший в Римско-католической церкви и получивший своё развитие после Первого Ватиканского собора (1869–70). Согласно данному принципу социальные проблемы должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их разрешение возможно и эффективно: центральная власть должна играть «субсидиарную» (вспомогательную), а не «субординативную» (подчинительную) роль, решая только те задачи, которые не могут быть эффективно выполнены на локальном уровне.
Привести иерархическую систему государственного и муниципального управления в соответствие с принципом субсидиарности можно с помощью перераспределения полномочий, в частности, в сфере межбюджетных отношений. Полномочия по принятию финансовых решений, связанных с поддержкой предпринимательства, делегируются на муниципальный уровень. При этом региональный уровень оценивает эффективность портфеля проектов каждого муниципалитета, принимая решение о субсидировании соответствующих фондов. При необходимости аналогично действует федеральный уровень по отношению к портфелю проектов региона.
Принцип 3. Субсидирование инфраструктуры
Третьим принципом поддержки развития предпринимательства в Арктической зоне России является субсидирование инфраструктуры. Прежде всего это касается специализированной инфраструктуры и институтов поддержки МСП. Как правило, такая инфраструктура и институты создаются в региональных и местных центрах, предоставляя доступ не только к региональным и муниципальным, но и к федеральным программам поддержки МСП.
При этом крайне важно обеспечить льготный доступ к такой инфраструктуре и институтам поддержки для субъектов МСП периферийных северных территорий. Простейшим механизмом такого льготного доступа является субсидирование авиабилетов. В то же время для большинства арктических населенных пунктов будут актуальны и другие формы поддержки транспортной связности: как в формате федеральной поддержки строительства и реконструкции дорог и мостов, так и в формате поддержки развития аэропортового комплекса.
Еще одной важной отраслью в АЗРФ, где актуальна поддержка МСП путем субсидирования инфраструктуры, является энергетика. Основными направлениями господдержки здесь являются развитие распределенной генерации, а также стимулирование мер в сфере энергосбережения и энергоэффективности как критичных для поддержания жизнестойкости МСП в Арктике. В отдельных случаях целесообразно субсидирование тарифов на электроэнергию для МСП (в частности, для социально ориентированного бизнеса) по тем же правилам, по которым оно осуществляется для населения соответствующих территорий.
Принцип 4. Компенсация северных удорожаний
Четвертным принципом поддержки развития предпринимательства в Арктической зоне России является компенсация северных удорожаний. В частности, актуальным направлением оказания данного типа поддержки является программа компенсации северных удорожаний для предпринимателей-работодателей, охватывающая такие статьи расходов, как отпуск, районные коэффициенты, стажные надбавки и т.д.
Основным критерием здесь является способность МСП преодолеть возрастающий из-за северных удорожаний порог рентабельности, что позволит предпринимателям создавать новые рабочие места, вовлекая в экономическую активность незанятых и, тем самым, снижая нагрузку на трудоспособное население».
Эксперты ПОРА – о малом и среднем предпринимательстве как факторе развития Арктики:
- Наталия Белякова – о специфике бизнеса в сфере арктического туризма
- Елена Воронина: МСП в Арктике должны участвовать в проекте «Формирование комфортной городской среды»
- Александр Воротников – МСП в Арктике нужна дополнительная преференциальная поддержка
- Александр Воротников – о важности креативных индустрий для развития Арктики
- Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть
- Сергей Тяглов – арктические МСП нужно привлекать к построению экономики на базе новых цифровых платформ
- Виктория Пестова – о форматах господдержки МСП на арктических территориях
- Вячеслав Марача – о принципах эффективной господдержки МСП в Арктике
- Алексей Фадеев – как МСП может участвовать в арктических нефтегазовых проектах
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.