Анна Шишигина – о лучших практиках по развитию креативных индустрий в среде коренных народов

Анна Шишигина – о лучших практиках по развитию креативных индустрий в среде коренных народов

При росте экономической активности в данной сфере возникают и культурные риски, но есть возможность их минимизировать, уверена эксперт ПОРА

 

Материальные и нематериальные объекты историко-культурного наследия коренных народов требуют бережного обращения. Законодательство, регулирующее креативные (творческие) индустрии, дает возможность для развития практик работы с культурным наследием, но при этом возникают и риски, связанные с неизбежным созданием «новоделов», предостерегает эксперт ПОРА, ведущий научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра Республики Саха (Якутия) Анна Шишигина.

 

Для регулирования отдельных видов креативной деятельности (кинопроизводство, ИТ и др.) в России уже имелась законодательная база. В начале 2023 года указом президента РФ было впервые закреплено нормативное понятие «креативные (творческие) индустрии», и для совершенствования механизмов управления ими за достаточно короткий срок был разработан и недавно принят федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Меры, предусмотренные законом, направлены на увеличение вклада креативных видов деятельности в экономику страны за счет создания добавленной стоимости, включают системные меры поддержки государством – финансовые, имущественные, образовательные, информационные и иные. Все разрабатываемые ныне меры при их дальнейшей реализации также должны способствовать развитию экспорта услуг.

К видам креативных индустрий относятся те, которые основаны на историко-культурном наследии (в том числе, народные художественные промыслы и ремесла, производство продукции с использованием изображений музейных и иных объектов культуры и культурного достояния, галерейная деятельность), а также другие (основанные на произведениях литературы и искусства, на ИКТ, деятельности СМИ, на прикладном творчестве), фундаментом для развития которых так или иначе является богатейшее национальное культурное достояние и культурное наследие народов России. Сохранение культурного наследия имеет значение не только с точки зрения его культурно-исторической ценности, но и обладает значимым ресурсом – культурно-исторические и природные объекты должны стать драйвером регионального развития для целого ряда территорий.

Определенным примером может стать китайский опыт популяризации среди населения России китайских символов и смыслов, имеющий признаки культурной экспансии. Здесь имеется ввиду то, что связано с фэн-шуем, китайским гороскопом (ведь есть еще малознакомые для многих гороскопы – друидов и др.), наличием обширного числа разного рода изделий, связанных с данными элементами великой китайской культуры.

Отмечая безусловную своевременность и необходимость принятия нашим государством законодательных основ для развития креативных индустрий в стране, обратила бы внимание на наличие определенных культурных рисков при росте экономической активности в данной сфере, поскольку историко-культурное наследие представляет собой фактор духовной безопасности будущих поколений.

Исходя из реалий настоящего, очевидно, что практика использования «новоделов» будет применяться все чаще. Но любая творческая деятельность наполнена символами и смыслами. Любой продукт, являющийся плодом творческой деятельности, включает как материальную, так и духовную составляющую, но иногда грань между ними доступна для понимания только определенному кругу лиц, потому что имеет сакральный смысл в пределах, допустим, одной территории. Но искажение этих смыслов в случае неких «ложностей» может иметь необратимые последствия для целого народа. Причастность объектов историко-культурного наследия к мировоззрению носителей культуры, изменчивость их статуса в культуре в течение времени и многие другие вопросы предполагают бережное обращение с материальными или нематериальными объектами историко-культурного наследия.

Из числа замечательных практик в данной сфере отметила бы действующий в Югре художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам при правительстве ХМАО (что предусмотрено федеральным законом «О народных художественных промыслах»). Он образован для создания экономических, социальных условий организациям и индивидуально работающим мастерам округа, содействия творческому развитию коллективов и мастеров, принимает участие в разработке научно обоснованной региональной политики и в осуществлении мер, направленных на сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов. Здесь обратила бы внимание на такой весьма важный спектр работы совета в части проведения экспертных работ, как оценка изделий народных художественных промыслов на предмет их соответствия традициям народов ХМАО (ханты, манси, лесные ненцы) и отнесение изделий мастеров к изделиям народных художественных промыслов. Это весьма сложная работа: члены совета «стоят на страже» обеспечения сохранности уникальной самобытной культуры каждого из народов, которые длительное время живут в пределах одной относительно небольшой территории, так или иначе взаимодействуют, заимствуют друг у друга те или иные элементы культурного наследия, ассимилируют с внешним миром.

Предостаточно примеров из лучших практик обеспечения преемственности поколений, то есть образовательной составляющей реализации закона о развитии креативных (творческих) индустрий. Так, в этом году мне удалось ознакомиться с замечательным опытом ЯНАО и деятельностью государственного учреждения «Окружной дом ремесел», где организаторам удалось создать действительно особую творческую атмосферу, которая направлена на совершенствование творческих способностей детского и взрослого населения, получение знаний и развития навыков в различных видах искусства и традиционных ремесел. Дом ремесел в Салехарде включает клубные формирования, в том числе косторезную школу для детей, выставочный центр, где проводятся самые разные мастер-классы по лепке, шитью, росписи, резьбе по дереву и кости, организуются выставки, экскурсии, сформирован богатый Художественный фонд изделий народных художественных промыслов Ямало-Ненецкого автономного округа.

Таким образом, активное развитие креативных индустрий определяют также необходимость активизации деятельности научно-образовательных кругов и общественности, что является необходимым и важным для сохранения базовых компонентов единого культурного кода России, основанного на сохранении и уважении историко-культурного наследия многонациональной страны, для обеспечения развития традиционных ценностей в условиях тенденции к их унификации.

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
15 августа 2024
Комментарии экспертов
Анна Шишигина