Анна Шишигина – о продовольственной безопасности в Арктике
Вопросы обеспечения завоза продовольствия в отдаленные труднодоступные населенные пункты не решить без внедрения принципов здорового питания
В ходе пленарного заседания Восточного экономического форума (ВЭФ) в начале сентября 2024 года президент России Владимир Путин обозначил приоритеты развития Дальнего Востока, Сибири и Арктической зоны РФ, сконцентрировав внимание на наиболее важных вопросах как для экономики страны, так и для населения этих территорий: недропользовании, образовании и науке, создании условий для комфортной жизни. Любые управленческие программы и планы развития Арктики должны обязательно содержать «человеческую составляющую» – поддержку желания населения постоянно жить и трудиться на этих территориях, отметил президент. Комментирует Анна Шишигина, региональный представитель Экспертного центра ПОРА в Якутии, ведущий научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра Республики Саха (Якутия).
Полагаю бесспорным, что основой для выживания и комфортной жизни является питание. Физическую доступность продовольствия в АЗРФ определяют факторы транспортной доступности, развитости торговой инфраструктуры, продовольственной независимости конкретного региона – и однозначную оценку состоянию дел в этой сфере здесь дать сложно ввиду отсутствия статистических наблюдений. Однако, с учетом климатических условий, можно уверенно утверждать, что ситуация намного хуже, чем в целом по стране.
Например, уровень самообеспечения мясом с 2018 года снизился в 2022 году в Карелии до 4,2% и Мурманской области до 1,4%, но вырос до 27% на Чукотке и в Якутии (при среднероссийских 102%). Удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием, наиболее низкий по стране в арктических регионах: Республике Саха (Якутия) – 5,3%, Ненецком – 2,4%, Ямало-Ненецком – 19,5% и Чукотском автономных округах 24,3%. В Якутии лишь чуть более половины сельских поселений обеспечены дорогами с твердым покрытием. Практически все (92%) автодороги – это автозимники (большей частью прокладываемые по замерзшему льду рек). В связи с этим, основной завоз грузов, как правило, обеспечивается водными путями или по зимним автопутям.
В арктических районах транспортная составляющая наиболее сложная. Расстояние между населенными пунктами в некоторых наслегах может доходить до нескольких десятков или сотен километров – при отсутствии между ними круглогодичных автомобильных и водных путей сообщения.
Завоз продовольствия в якутской Арктике в основном обеспечивают предприниматели. География закупок продуктов питания широка: Якутск, Мирный; а также Москва, Новосибирск, Магадан, Благовещенск, Владивосток. В структуре издержек ведущую роль занимают транспортные расходы, а также расходы на содержание объектов торговли (в отличии от розничных сетей в центральной России, где преобладают чистые издержки торговли).
Рынок продовольствия в Арктической зоне характеризуется специфичностью, обусловленной его периферийным положением и труднодоступностью, особенностями потребительского поведения населения (натуральный обмен, потребление традиционных продуктов, наличие неформального сектора). Это ограничивает возможности его конкурентного развития и обуславливает наличие государственных операторов, которые проводят завоз социально значимых продуктов питания (в первую очередь, муки для хлебопечения), обеспечивающих продовольственную безопасность населения (физическую и ценовую доступность социально значимых продовольственных товаров).
В целом ситуация с наличием объектов розничной торговли в арктических районах Якутии стабильна, но при детальном разборе видны проблемные вопросы, такие как ликвидация аптек и аптечных магазинов в наслегах. По нашей оценке, в наслегах арктических районов Якутии без доступа к постоянным объектам розничной торговли живут более 2 тыс. жителей, что существенно влияет на физическую доступность для них продуктов питания, хозяйственных товаров, лекарств и одежды.
По экономической доступности продовольствия арктические территории России находятся не в худшем положении (за исключением Чукотского автономного округа), в особенности ЯНАО, где благодаря созданным условиям даже овощи и фрукты доступны в той же мере, как и, например, жителям Севастополя или Ростовской области. Доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах не сильно различается от среднероссийской. Так, в ЯНАО уровень бедности – один из самых низких в стране, то есть покупательная способность населения региона достаточно высока.
В якутской Арктике впервые с 1960-70-ых годов ведется строительство продовольственных складов – торгово-логистических центров. В целом по стране разрешена розничная торговля лекарствами (например, при проведении выездных медицинских обследований в отдаленных районах).
Отдельные проблемы, разумеется, остались. Так, в перечень грузов северного завоза первой категории, утвержденный правительством РФ в конце прошлого года, не вошла продукция производственно-технического назначения (ПТН) – строительные материалы, оборудование для котельных. Вошли свечи, но нет электрических ламп. Безусловно, необходимость завоза таких грузов в определенных объемах и для определенных категорий потребителей требует дополнительного изучения во избежание двойного субсидирования, излишней нагрузки на бюджет. Но важно это делать, поскольку, допустим, в отдельных случаях создание страховых запасов ПТН за счет ресурсоснабжающих организаций ложится нагрузкой на население в виде тарифов.
В целом отметила бы, что целый ряд управленческих проблем, как, например, с отсутствием аптек в сельских населенных пунктах, имеет весьма длительную историю – в XIX веке эта тема ставилась как острая и решалась примерно таким же образом, как и сейчас. Да, необходимо расширить статистику с тем, чтобы поднять обоснованность управленческих решений. Но XXI век все же требует новых, нелинейных подходов в управлении. Вопросы обеспечения завоза продовольствия в отдаленные труднодоступные населенные пункты не решить без внедрения принципов здорового питания. «Меркантильный характер времени» не позволит угнаться за раскочегаренными потребностями в отсутствие общего комплексного подхода к вопросам устройства комфортной жизни.
Необходимы подходы к созданию комфортной благоприятной жизни в нашей стране в контексте формирования здорового населения – не только физически, но и ментально. И это не прерогатива одного лишь министерства здравоохранения. В мире наработана достаточно прочная доказательная база того, что определенные профилактические мероприятия, проводимые в том числе с применением цифровых технологий, помогают улучшать психологическое благополучие населения, снижать стресс, повышать производительность труда.
Эксперты ПОРА – о выступлении Владимира Путина на Восточном экономическом форуме:
- Александр Балобанов – о субъектности в области планирования городского развития
- Александр Воротников: в проектах ГЧП в рамках мастер-планов арктических городов важно участие ВЭБ
- Кирилл Гаврилин – какие культурные инициативы для Арктики и Дальнего Востока прозвучали на ВЭФ-2024
- Владимир Маслобоев: жизнь и работа здесь создают перспективы – такая позиция президента импонирует
- Ирина Несивкина: от развития Дальневосточного региона во многом зависит будущее всей страны
- Андрей Тренин: президент в третий раз за год озвучил важность отрасли редкоземельных металлов
- Алексей Фадеев – о природных богатствах как базе инновационно-технологического развития страны
- Анна Шишигина – о продовольственной безопасности в Арктике