Арктика сегодня: налоговые льготы, ископаемые и всё более востребованный СПГ

Арктика сегодня: налоговые льготы, ископаемые и всё более востребованный СПГ

Пока федеральная власть думает о введении льгот для арктического бизнеса, в Карелии решают вопрос на региональном уровне. Как стало известно, депутаты Заксобрания Карелии приняли в окончательном чтении законопроект главы региона А. Парфенчикова о налоговых послаблениях для предприятий, действующих в арктических районах республики. По сути, в первые годы работы вновь организованных бизнес-проектов местные налоги будут практически не взиматься. Со своей стороны, могу охарактеризовать это нововведение как исключительно позитивное: мы в ПОРА без устали говорим о том, что налоговое бремя, лежащее на плечах арктических предприятий (особенно малых и средних), необходимо уменьшать.

Степень исследованности нашей Арктики растёт. Да, это затратное и сложное дело, но реальное освоение полярных богатств без него немыслимо. Росгеология поделилась результатами своей работы в Якутии. Как заявил глава этой структуры С. Горьков, на данный момент Росгеология ведет в регионе работы на 23 объектах. На 15 из них идёт поиск твёрдых полезных ископаемых, на 8 — нефти и газа. Эта работа приносит свои плоды. Так, за 2016-2019 годы прирост ресурсов категории Д по республике составил более 6,4 млрд тонн условного топлива. Предварительные итоги этого года тоже радуют: ожидается, что прирост прогнозных ресурсов категорий Р1+Р2 достигнет порядка 200 млн карат алмазов, около 445 тонн золота, 17 тыс. тонн серебра и более 250 млн тонн угля.

Популярность СПГ как топлива для морских судов находится на подъёме, а это открывает дополнительные перспективы. По данным недавних исследований, темпы увеличения числа судов на СПГ будут значительно опережать динамику роста мирового флота в целом. Так, по прогнозам, до 2030 года мировой флот будет ежегодно увеличиваться в среднем на 0,9%, а газотопливный флот — почти на 30%. Тренд подстегнёт международная конвенция MARPOL по предотвращению загрязнения моря в результате судоходства, новые поправки к которой вступят в силу в 2020 году: согласно документу, содержание серы в морском топливе должно будет упасть до 0,5%, что дополнительно усилит спрос на СПГ как экологичное топливо. В целом, это хорошая тенденция для нашей страны — востребованность наших арктических проектов будет расти, а для отечественного судостроения откроются новые возможности.

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
11 октября 2019