Арктика сегодня: разведка и транспорт

Арктика сегодня: разведка и транспорт

Сегодня на повестке дня – разведывательная деятельность в нашей Арктике. Не в геополитическом смысле, а в геологическом. В общем, речь о разведке арктических недр. Так вот, компания «Роснефть» заявила, что по итогам 2017 года увеличила объем сейсморазведывательных работ на российском шельфе более чем на 40% по сравнению с предыдущим годом, поставив корпоративный рекорд. Что характерно, в основном эти работы велись в Арктической зоне – именно там сейчас самый перспективный шельф. Применяли как 2D, так и 3D-разведку. Нефтяники не собираются сбавлять темпы: всего до 2022 года компания хочет вложить в это дело немалую сумму – 140 млрд рублей. Углеводороды планируют искать в Восточно-Сибирском море и в море Лаптевых. Со своей стороны, желаю нашим геологоразведчикам найти что-нибудь хорошее, лучше всего – искомые углеводороды. При этом Министерство энергетики считает, что останавливаться на достигнутом не следует, и рекомендует добывающим компаниям обратить повышенное внимание на Баренцево и Карское моря. Как предполагает замминистра К. Молодцов, основная фаза разведочного бурения в арктической акватории придется на 2020-2022 годы, а до 2026 года будет пробурено до 80 новых разведочных скважин. Попутно Минэнерго представило последние официальные данные по арктическим запасам энергоносителей. Так, на шельфе в АЗ РФ на данный момент обнаружено 33 месторождения с начальными извлекаемыми запасами в размере 120 млрд тонн условного топлива; вообще же в русской Арктике находится примерно четверть всего объёма нефти и газового конденсата и до 70% природного газа России. Что же, эти цифры – ещё одно (и совершенно не лишнее) напоминание о том, насколько богата наша Арктика, и как важны усилия по её освоению и защите. Завершу обзор новостью на инфраструктурную тематику. Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ) завершил подготовку рекомендаций по допустимым условиям ледового плавания для крупнотоннажных ледокольных газовозов. Эти газовозы предназначены для эксплуатации на Карском море в интересах добывающего проекта «Ямал СПГ». Самое важное: газовозы будут ходить самостоятельно, без ледокольной поддержки. Рекомендации разработаны по результатам испытаний, проводившихся ЦНИИМФ в феврале-марте, и будут применяться не только в эксплуатации упомянутых газовозов, но и при проектировании новых современных судов арктического класса. Вот так – в спокойной и не особо заметной для широкой публики манере – на северных маршрутах происходит транспортная революция. Создаётся и обкатывается технология, на её основе формируется флот, способный перевозить огромные объёмы грузов самостоятельно, а ледоколы высвобождаются для решения других задач. И всё это вместе работает на развитие Арктики и наш общий успех.

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
29 марта 2018