Арктика сегодня: развиваем СМП

Арктика сегодня: развиваем СМП

Удельный вес сообщений, касающихся развития транспорта, неуклонно растёт в потоке арктических новостей. Объективные причины этому есть: всё более значительные усилия направляются на освоение заполярных территорий России, а присутствие добывающих компаний и перевозчиков в АЗ РФ наращивается стремительными темпами. Так, вице-премьер Д. Рогозин сегодня официально анонсировал постройку для Арктики трёх новых ледоколов мощностью 60 МВт, которые появятся в 2019, 2020, 2021 годах соответственно. Эти ледоколы закроют краткосрочную потребность в обновлении ледокольного парка страны. А чтобы иметь возможность ответить на вызовы будущего (и, в частности, продвинуться в увеличении тоннажа грузов, перевозимых по СМП), Правительство рассматривает возможность заказа ещё трёх ледоколов, но уже мощностью 120 МВт каждый. Последние смогут взламывать ледовый покров толщиной до 5 метров и, стало быть, обеспечить проводку судов по СМП круглогодично и при любых погодных условиях. К задаче повышения проходимости СМП и его актуализации в качестве международной транспортной артерии можно двигаться несколькими путями. Первый путь: конечно же, развивать ледокольный флот (что уже делается). Второй: модернизировать порты (этот процесс также идёт). Третий: искать дополнительные возможности использования СМП, ориентируясь на новые технологические разработки и решения. Это – очень интересное и многообещающее направление, и по нему мы тоже продвигаемся. О чём, собственно, речь? Сейчас расскажу. Во-первых, к текущему моменту уже понятно, что вполне перспективным является самостоятельный, без ледокольной проводки, проход судов по СМП. Для этого требуется точный прогноз погоды и ледовой обстановки, а современные средства, в том числе имеющиеся в распоряжении Росгидромета, вполне позволяют это делать. Стало известно, что Минприроды поручило метеорологам теснее сотрудничать с теми частными компаниями, чьи суда осуществляют самостоятельное плавание в арктических водах, и повысить актуальность прогнозов. Для достижения этого планируется расширение сети гидрометеорологических станций, действующих в АЗ РФ, и покрытие российской Арктики сетью автоматических дрейфующих буёв. Во-вторых, сегодня концерн «РТИ» заявил о создании бортового радиолокационного комплекса (БРЛК) гражданского назначения. По словам разработчиков, БРЛК способен вести оперативную разведку ледовых полей и мониторинг дрейфа айсбергов. Масштабное внедрение новинки в Арктике позволит выстроить комплексную систему информационной поддержки круглогодичного судоходства, что, опять же, расширит возможности самостоятельного движения по СМП и, в целом, повысит его безопасность. В общем, как несложно убедиться, и в этой сфере прогресс налицо. Ещё одна арктическая новость: в офисе «ПОРА» прошло заседание нашего Дискуссионного клуба, посвященное вопросам туризма в Арктической зоне РФ. Наши эксперты поговорили о проблемах и перспективах отрасли, обсудили возможные пути развития этого направления, высказали свои рекомендации. Подробности – в нашем релизе.

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
6 марта 2018