Эксперты ПОРА обсудили проблемы малого и среднего бизнеса в Арктике

Фото: Кузнецов Никита/GeoPhoto.ru

Эксперты ПОРА обсудили проблемы малого и среднего бизнеса в Арктике

Дискуссия состоялась на площадке Информационно-аналитического центра ПОРА в Санкт-Петербурге


Малое и среднее предпринимательство в АЗРФ — это скорее про геройство, чем про прибыль, констатировал модератор дискуссии о роли и проблемах МСП в Арктике Игорь Павловский, директор Информационно-аналитического центра ПОРА в Санкт-Петербурге. Он отметил, что все вопросы жизнеобеспечения северных территорий, организации розничной торговли, оказания бытовых услуг власти взять на себя не могут, так что эта сфера остается полем для действия местного бизнеса. Выполняя важную роль, малые и средние предприятия в Арктике несут дополнительные издержки из-за сложной транспортной доступности, погодных условий, ограниченности локальных рынков. Обсудить все эти проблемы, пути их решения и открывающиеся возможности Павловский пригласил экспертов ПОРА, которые приняли участие во встрече, состоявшейся в конце октября 2023 года. 

Половину издержек бизнеса в Арктике составляют транспортные и логистические расходы, рассказал Дмитрий Погорелый, член Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики. Эта доля намного больше, чем в других регионах страны. Меры государственной поддержки для решения данной проблемы прорабатываются: в частности, в 2023 году был принят федеральный закон «О северном завозе», который предусматривает финансовые, имущественные и иные меры государственной поддержки участников завоза. Финансовая поддержка может осуществляться посредством предоставления бюджетных кредитов или субсидий из бюджетов.
Малый и средний бизнес может быть интегрирован в обеспечение государственных гарантий на территории Арктики, отметил Погорелы. Он привел пример инициативы ЯНАО, на территории которого молодым семьям при рождении ребенка предоставляются денежные средства, которые можно потратить на товары для детей через определенные правительством маркетплейсы. На онлайн-площадках представлены товары малого бизнеса, что делает их доступными к покупке на территории Ямала.

О бизнес-климате самого отдаленного региона АЗРФ рассказал Николай Кулик, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чукотском автономном округе.
«Чукотка поддерживает предпринимателей: регион максимально открыт для бизнеса, и количество субъектов МСП постоянно растет. Сейчас это 1,5 тысячи предпринимателей на 48 тысяч населения. На Чукотке установлена минимально возможная ставка по упрощенной системе налогообложения — 1,5%. Мы выходим с ходатайством, чтобы снизить эту ставку до нуля», – сообщил Кулик. 

Конкурентоспособность бизнеса в Арктике снижается за счет дополнительных издержек, которыми не обременены предприниматели в центральных районах страны. В частности, это северные льготы: работодатель должен оплачивать проезд к месту отдыха и обратно, предоставлять длинный северный отпуск. «Мы работаем, чтобы государство предпринимателям эти затраты компенсировало, — отметил Кулик. — В данный момент Минэкономразвития РФ проводит анкетирование, чтобы установить, какую долю затрат бизнеса составляют предусмотренные законодательством социальные льготы. Предварительный прогноз — 3% от общего состава расходов, но это существенно для работы в условиях высоких рисков. Однако наши предприниматели называют цифру до 30%».

Существенной проблемой развития бизнеса на территории Арктики является нехватка квалифицированных кадров. По словам Игоря Муравьева, исполнительного директора Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, отток специалистов из северных регионов происходит динамично, и это фиксируют другие субъекты РФ. «Если в советское время "на Севера" ехали заработать, то сейчас в Арктике не такие конкурентные зарплаты, к тому же молодому поколению недостаточно одного лишь высокого дохода, если к нему не добавляются комфортные условия жизни», — отметил спикер.

Ситуация «на земле» примечательна тем, что региональные предприятия на своем уровне занимаются переманивание специалистов, особенно технических специальностей. «Некоторые субъекты входят в АЗРФ только частью региона, и это сильно влияет на внутреннюю конкуренцию и развитие бизнеса. Довольно сложно быть конкурентоспособным наравне с предприятием, которое находится в том же регионе, но имеет совсем другие социальные преференции, потому что находятся на территории Арктической зоны», — заключил Игорь Муравьев.

Об опыте Архангельской области в решении кадровых проблем рассказала Виктория Пестова, заместитель начальника управления стратегического планирования и территориального развития Минэкономпромнауки Архангельской области. «Две основополагающих специальности для работы в Архангельском морском торговом порту – докер-механизатор и тальман [человек, который отвечает за учет груза во время операций погрузки или разгрузки судна – прим. ПОРА]. До недавнего времени в Архангельске этим профессиям не учили. Когда мы увидели серьезное увеличение объемов грузоперевозок через АМТП, с учебными заведениями приняли решение, что требуется разработка образовательных программ. Образование по профессии тальмана получили уже три группы по 20 человек. Примечательно, что почти все выпускники устроились в АМТП или на тот момент уже работали там и остались на предприятии».

Одной из возможностей работы в Арктике малым формам бизнеса является помощь в реализации более крупных проектов. «"Новатэк", "Газпром" и другие крупные компании, ведущие работу на Ямале, активно привлекают для ведения подрядных работ малый бизнес в разных сферах — организация питания, изыскательские работы и т.д.», — отметил депутат Госдумы Дмитрий Погорелый. 

Данную тему развил Александр Воротников, координатор Экспертного совета ПОРА, доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС: «Поскольку малый и средний бизнес участвует практически во всех проектах Арктики, так как связан с крупными компаниями, получается, что он включен в глобальные цепочки поставок, по которым считается в том числе углеродный след компаний. Предпринимателям стоит обратить внимание на важную задачу — включение в ESG-трансформацию, чтобы снизить риски при выходе на международные рынки», – полагает Воротников. По его мнениню, для успешной работы в Арктике предприятий и организации малого и среднего бизнеса необходимо их участие в реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Причем они могут участвовать в таких проектах как соисполнители, так и в роли организаторов. Такими проектами могут быть: 
 - строительство и реконструкция жилья: МСП, специализирующиеся на строительстве, реконструкции, ремонте жилых и коммерческих объектов, предоставляют свои услуги в области строительства и реновации жилья;
- развитие инфраструктуры: МСП, занимающиеся инженерными работами, дорожным строительством, энергетикой и другими смежными областями, могут участвовать в создании или обновлении инфраструктуры в городах и населенных пунктах.

По мнению Александра Ходачека, президента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, население арктических регионов само должно определиться, какого характера малый бизнес возможен для развития на этой территории, предложить органам исполнительной власти необходимые действия. С другой стороны, для повышения привлекательности Арктики для предпринимателей логичными он видет следующие шаги:
– изменение условий выдачи кредитов для МСП, например, под 6% годовых, по аналогии с ИТ-бизнесом;
– введение моратория на услуги системных монополий, особенно это касается оплаты коммунальных услуг для социально ориентированного бизнеса;
– освобождение от НДС, особенно для предприятий в тех сферах, в которых возможно этническое предпринимательство, традиционные промыслы, туризм, природопользование;
– упрощенный порядок передачи в оперативное управление или безвозмездное пользование объектов коммунальной и жилищной сферы для работы малых предприятий.
Экспертный центр "ПОРА"
2 ноября 2023
ОБЩЕСТВО