Об экспертном и общественном обсуждении Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года

Об экспертном и общественном обсуждении Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года

Эксперты Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) провели 10 стратегических сессий во всех регионах Арктической зоны РФ. Свыше 400 региональных экспертов приняли участие в обсуждении. На цифровой платформе «Арктика 2035» было собрано более 650 предложений по развитию Арктики.

Избранный формат коммуникации с представителями органов власти, экспертным сообществом и широкой общественностью посредством стратегических сессий в регионах и создания интернет-платформы в рамках подготовки программного документа государственного уровня выявил значительный потенциал содержательного взаимодействия. Общественный запрос на подобный контакт с Правительством страны обусловлен необходимостью разрешения ряда системных проблем, учета местной специфики (как арктической, так и по каждому из регионов), стремлением граждан к деятельному участию в решении задач местного и федерального масштаба. Этот ресурс доброй воли и практического знания способен стать одной из опор в новую эпоху освоения Арктики.

В числе наиболее острых проблем Арктики стоит отметить следующие:

  • отток трудоспособного населения из АЗРФ и вымывание кадрового потенциала ее регионов, угроза перехода на вахтовый способ хозяйствования в Арктике;
  • деиндустриализация и сырьевая ориентация экономики АЗРФ, ее недостаточная диверсифицированность;
  • транспортные проблемы и необходимость восстановления значительной части путей сообщения различного типа, существовавших на конец 20-го века;
  • недостаточный уровень развития здравоохранения и его слабая доступность на удаленных территориях;
  • комплекс жилищных проблем, включая переселение на «большую землю», переселение из ветхого жилья, обеспечение жильем молодых семей, повышение уровня удобств имеющегося жилого фонда.

Важными темами являются также повышение уровня оплаты труда, вопросы пенсионного обеспечения, распространения льгот на молодых специалистов. Для коренных народов основополагающим положением является безусловное право на традиционное природопользование.

Существенное отличие готовящейся Стратегии от действующего документа в том, что новая Стратегия будет финансово обеспечена. Важными факторами для осмысления предложений и их учета в подготовке и реализации Стратегии являются не только перечень предложений, но и возможность построить на их основании иерархию значимости проектов для каждого региона. Выделение ключевых направлений и распределение этапности финансирования будут способствовать успешности шагов в развитии Арктики.

Каждый из арктических регионов требует запуска нескольких крупных проектов панарктического или местного значения. При условии, что мегапроект Северного морского пути и в более широком значении Северного морского транспортного коридора позволяет развивать либо имеющиеся, либо потенциальные компетенции и мощности в его интересах. Каждый из таких местных или межрегиональных проектов может стать центром притяжения целой системы бизнесов, социальной инфраструктуры, генерировать долгосрочные выгоды для своей и смежных территорий. У каждого из арктических регионов есть подобные проекты.

Например, для Мурманской области критически важна газификация региона, и строительство терминала СПГ позволяет рассчитывать на получение определенных объемов углеводородов для региона. Для арктической части Карелии перспективы заложены в модернизации порта Беломорск и создании на его базе одного из логистических центров в российской Западной Арктике. Архангельской области необходимо воссоздание на новом уровне кораблестроительной отрасли и подотрасли судоремонта с возможностями обслуживания иностранных судов, то есть экспорта ремонтных услуг. Для арктической Якутии и республики в целом строительство моста через Лену создаст широчайший спектр возможностей для развития как межрегионального, так и международного сотрудничества. При этом новые проекты должны играть свою роль в развитии всего региона и соседних северных территорий.

Проведенные стратегические сессии позволили не только обсудить актуальные проекты, но и выявили ряд скрытых возможностей, в том числе в реализации межрегиональных проектов. К примеру, завершение строительства автодороги Нарьян-Мар — Усинск — Печора — Ухта — Сыктывкар создаст новый уровень связанности не только для Ненецкого автономного округа и Республики Коми, но и обеспечит появление новой стратегической магистрали для всего Российского Севера. Уже начались работы по реконструкции железнодорожной ветки из Воркутинского района на Ямал как примыкающего объекта к Северному широтному ходу.

Многие проекты, отталкиваясь от потребностей развития Арктики, выводят на необходимость реализации общероссийских новаций. В числе таковых технологические нововведения и, можно сказать, «модернизационная волна». В стране должно произойти масштабное обновление основных фондов, должны появиться новые модели привычных самолетов малой авиации и судов речного флота, а также инновационные разработки — воздушные, водные и сухопутные беспилотники, специальная робототехника для ведения добычи углеводородов и твердых полезных ископаемых, для городского хозяйства, для человеческого быта.

Достаточно таких примеров: в местной авиации пора заменить ветерана Ан-2 на новый двухмоторный самолет, разработки которого ведутся рядом авиаторов на свои средства; речному флоту необходимы обновленные суда, в том числе работающие на сжиженном природном газе. Это не говоря об оборудовании для разведки и добычи нефти и газа, а в последующем и газогидратов в высоких широтах. Задачи освоения Арктики способны придать импульс для научных и прикладных разработок. С опорой на этот системный спрос российская наука может выйти на новый уровень.

Объем и качество собранных в рамках стратегических сессий и работы платформы «Арктика 2035» предложений подчеркивают огромный интерес к арктическому региону со стороны всех жителей нашей страны. Север становится ключевым глобальным проектом развития России. Сегодня Арктике уже не нужно доказывать свою ценность и результативность. Открытия эпохи романтиков 1960—1970-х годов прошлого века создали базу развития страны более чем на полвека. Новая волна инвестиций призвана обеспечить нынешнее и будущие поколения как минимум до конца текущего столетия.

Будущее российской Арктики. Обобщенные рекомендации к Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года

Арктическая зона Российской Федерации — уникальное межрегиональное образование, располагающееся в границах разных федеральных округов и субъектов Федерации. Арктика крайне важна для российского государства как в качестве источника сырьевой мощи, так и в виде идеологического стержня нашего общества.

Развитие этого макрорегиона требует скоординированных усилий государства, бизнеса и общества: усилий государственного аппарата разного уровня, включая различные федеральные министерства и ведомства, а также региональные администрации; стараний государственных и частных компаний, работающих в Арктике; устремленности общественных организаций, нацеленных на улучшение условий жизни человека в Арктике. Именно внимание к качеству жизни человека в Арктике, или антропоцентричность, должно стать краеугольным камнем Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года.

Повышение качества жизни наших соотечественников в Арктике до уровня общероссийского — наиважнейшая задача. Решение этой комплексной задачи позволит не только удержать население в Арктике, но и сформировать положительный миграционный поток в макрорегион. Арктика вступает не просто во вторую волну освоения. Вместо покорения ледяной пустыни российскому обществу предстоит обживать Север. Города, заложенные в предыдущие этапы развития Арктической зоны, необходимо всесторонне обустраивать.

Вместо экстенсивного периода развития российская Арктика требует перехода к периоду интенсивного развития. Такое развитие необходимо проводить на принципах устойчивого развития, которое включает в себя баланс экономического роста, развития социальных благ и сохранения достойной экологической обстановки. Устойчивое развитие ради будущих поколений россиян. Для достижения устойчивости важно дополнить парадигму развития Арктики как сырьевой базы страны курсом на продвижение инновационного, высокотехнологического, индустриального и креативного сегментов экономики.

Развитие Арктической зоны РФ наиболее эффективно в применении механизмов государственно-частного партнерства, когда все стороны получают искомый результат. В макрорегионе могут появляться крупные инфраструктурные проекты, города Арктики обретут новую жизнь, самые важные проблемы, такие как обеспеченность услугами здравоохранения, транспортная доступность и ветхое жилье, уйдут в прошлое. Также канут в небытие неравенства, которым подвержены жители Арктики, — цифровое неравенство, неравенство доступа к государственным услугам и информационное неравенство.

Развитие Арктики должно сопровождаться широкомасштабной информационной работой, направленной на формирование нового образа Арктической зоны РФ как внутри страны, так и за ее пределами. Именно российская Арктика должна стать примером и ориентиром по развитию северных территорий во всем мире. «Россия» и «Арктика» должны звучать вместе и звучать гордо! Международное сотрудничество в Арктике должно вестись на принципах добрососедства и общности стоящих вызовов, в решении которых у России главенствующая роль.

Арктика имеет огромное историко-культурное наследие, связанное с доблестной историей освоения территории российским государством и жизненным укладом представителей коренных малочисленных народов Севера. Как отмечал В. В. Путин: «Непреложным фактом является то обстоятельство, что умелое использование культурного наследия, сохранение его, без всякого сомнения, являются важнейшим фактором развития государства и его укрепления». Историко-культурное наследие является несырьевым драйвером развития экономики макрорегиона, которое сыграет важную роль в формировании структуры экономики и занятости территории, а также даст важный импульс к формированию любви к малой родине. Развитие туристской инфраструктуры и программа сохранения историко-культурного наследия должны стать магнитами Арктики.

Развитие Арктики требует новых технологий. Это ставит перед государством задачи по созданию полноценного комплекса арктических стандартов и ГОСТов, необходимых для повышения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции и услуг, оказываемых населению. Необходимо разработать методику применения таких стандартов как на национальном, так и на международном уровнях.

Развитие такого сложного макрорегиона, как Арктика, невозможно без особого подхода к администрированию всех процессов. Для этого важно провести совершенствование системы планирования и управления Арктической зоной РФ. Ей необходим единый координатор развития, которым является Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Именно Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года должна стать ориентиром для других ведомств, развивающих крупные проекты в регионе, включая Северный морской путь.

Северный морской путь должен послужить сильнейшим катализатором развития инфраструктуры прибрежных арктических территорий. Это позволит осуществить переход на качественно новый уровень системы мониторинга ледовой обстановки и климатических изменений в целом, а также даст импульс к развитию других областей. Это и возрождение авиационной промышленности, наращивание многофункциональных спутниковых систем, восстановление структуры локальных метеостанций, создание глобального информационно-аналитического центра, который позволит держать под контролем и оперативно реагировать на любые изменения и возможные угрозы безопасности государства.

Северный морской путь, самобытная культура народов Севера, уникальная природа, арктические продукты и диета — все это должно стать новыми общероссийскими брендами, характеризующими Арктику. Арктику как территорию жизни и развития. Пора по-новому жить, работать и отдыхать в Арктике.

Экспертный центр «Проектный офис развития Арктики» (ПОРА)

19 ноября 2019