Вадим Прасов: Арктический туризм – дорога долгая, но перспективная

Фото: Альянс Отель Менеджмент

Вадим Прасов: Арктический туризм – дорога долгая, но перспективная

В ходе Петербургского международного экономического форума в 2023 году обсуждаются перспективы экономического развития Арктической зоны РФ в контексте трёх магистральных тем: Северный морской путь, туристическая сфера, инструменты государственной поддержки. Своим мнением по поводу развития заполярного туризма поделился с Проектным офисом развития Арктики Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России.

«Государство должно быть максимально заинтересовано в развитии арктического туризма по целому ряду причин. С социально-экономической точки зрения развитие Арктики является достаточно важной темой. Часть населения, которое там живет, смотрит на "материк", на европейскую часть России, желая работать там. Создание серьезных проектов в туристической сфере, конечно же, меняет отношение к Дальнему Востоку и Арктической зоне. Моя компания ведет проект 5-звездочного отеля в Петропавловске-Камчатском, и я точно могу сказать, что молодежь в городе смотрит на этот объект с однозначным интересом: это современный, качественный отель с хорошей инфраструктурой, в котором реально не стыдно работать, и у ребят появляются немножко другие перспективы. Поэтому государство должно быть первым интересантом.

С точки зрения туроператоров это также достаточно интересно. Арктический турпродукт сам по себе достаточно недешевый: вроде бы и нишевый, с другой стороны, он может быть относительно массовым, и при этом вполне высокомаржинальным для России. Однако если говорить, в частности, о постройке гостиничной инфраструктуры, многие вещи упираются в логистику. Вечная мерзлота, сложные грунты, наличие ресурсов, стройматериалов, рабочей силы – стройка в Арктике всегда стоит дороже, чем в ЦФО.

Я обращался к президенту, в том числе с предложением рассмотреть вариант использования капитального гранта именно для Дальнего Востока и Арктики за счет того, что себестоимость строительства там выше. Соответственно, окупаемость проектов там обычно дольше. В этом вопросе очень много нюансов, потому что выше себестоимость не только строительства, но и в принципе ведения бизнеса: выше зарплаты с учетом коэффициентов, дороже продукты питания, коммуналка.

Существующие преференциальные налоговые режимы в принципе комфортны, но «арктический гектар» скорее предназначен для частных лиц, чем для сколько-то крупного бизнеса.

Успех Мурманской области в развитии арктического туризма связан с несколькими факторами. Там толковый министр туризма, туда 2 часа лететь от Москвы, Териберку сделал популярной фильм "Левиафан".

Наблюдавшийся до пандемии поток китайских туристов был связан с китайским поверьем, что зачатый под северным сиянием ребенок будет гениальным, то есть многое сводится к хорошему пиару и к тому, что люди едут за эмоциями. Там ведь не надо три дня добираться на собаках до северного сияния, можно легко его увидеть.

Однако никогда и нигде не бывает волшебного универсального рецепта, и просто повторить это по всей российской Арктике не получится. В этом смысле каждый регион уникален. Более того, не у каждого региона есть свой потенциал для развития туризма. Сегодня где-то эта дорожка уже протоптана, где-то ее не существует. Где-то надо улучшать и развивать инфраструктуру, а где-то просто создавать с нуля. Это не говорит о том, что этого не надо делать или это невозможно. Просто это долгая дорога, но она может быть перспективной и интересной».


Вниманию СМИ: Просим при использовании комментариев наших экспертов ссылаться на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр "ПОРА"
14 июня 2023
Комментарии экспертов