Виктория Пестова: через Архангельск выстраивается выгодная логистика со странами БРИКС по Севморпути

Виктория Пестова: через Архангельск выстраивается выгодная логистика со странами БРИКС по Севморпути

Выгодное географическое положение морского порта Архангельск позволяет осуществлять рейсы по Северному морскому пути как в западном, так и в восточном направлениях без ограничений по проливам

 

В Казани 22–24 октября прошел XVI Саммит БРИКС, по итогам которого была подписана Казанская декларация, отразившая совместные позиции стран-участников. В одном из ее пунктов речь идет об идее создания логистической платформы для координации и совершенствования транспортных услуг в целях обеспечения мультимодальной логистики между странами БРИКС. Эту роль может выполнять Северный морской путь, уверена эксперт ПОРА, заместитель министра - начальник управления реализации арктических проектов Виктория Пестова.

В условиях нарастающего внешнего давления на Россию и фактического закрытия рынков недружественных стран необходимо выстраивание долгосрочных форматов сотрудничества с дружественными странами, в том числе неарктическими. Развитие международных транспортных коридоров играет одну из ключевых ролей, обеспечивая странам БРИКС устойчивое закрепление на дружественных товарных рынках, а также полноценную реализацию внешнеэкономического потенциала стран БРИКС в условиях меняющегося глобального контекста.

На фоне обострения ситуации в Красном море многие грузоотправители вынуждены прокладывать морской маршрут вокруг мыса Доброй Надежды, минуя Суэцкий канал, но абсолютно безопасным он тоже не будет, а затраты на транспортировку вырастут. Маршрут вокруг мыса Доброй Надежды увеличивает срок доставки на 10 дней по сравнению с перевозкой через Суэц, через который проходит порядка 12–15% всего мирового объема морской торговли.

Неудивительно, что растет спрос на использование Севморпути и именно морского порта Архангельск, который находится ближе всех остальных арктических портов к центру России и откуда маршрут до Китая по СМП составляет всего 22 дня.

В 2024 году в 2,5 раза выросли показатели по перевалке экспортных грузов через морской порт Архангельск. Также на 10% выросли показатели каботажных перевозок. Количество судозаходов в морской порт Архангельск за истекший период 2024 года увеличилось на 17,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На данный момент удалось заместить порядка 30% грузооборота морского порта Архангельск, который ранее шел в Европу и обратно. На его место пришли субсидируемые каботажные перевозки по СМП, контейнерные линии из Китая по СМП и экспортные отправки минеральных удобрений.

В этом году с участием порта Архангельск выполнено 10 экспортно-импортных рейсов по маршруту Китай – Архангельск – Китай по Северному морскому пути. По маршруту перевезено порядка 13,5 тысяч контейнеров в 20-футовом эквиваленте, перегружено порядка 83 тысяч тонн. Номенклатура грузов из Китая включает в себя комплекты автомобильных запчастей, оборудование и материалы для строительства, легковые автомобили, одежду, обувь и химическую продукцию. Из Архангельска отгружаются контейнеры с пиломатериалами, целлюлозой, полиэтиленом, картоном.

Данные перевозки являются частью проекта «Арктический экспресс № 1», маршрут которого начинается со станции Белый Раст Московского железнодорожного узла, следует до Архангельска по железной дороге и далее – морем до Шанхая. Общая длина такого маршрута – 1200 километров по железной дороге и 6600 морских миль по воде, а проектное транзитное время перевозки – 25 дней. Данный маршрут сократит время транспортировки продукции из Москвы в порты Китая до 55 процентов.

Кроме того, меняется конъюнктура рынка перевалки, в том числе через порты Балтики, за грузы которой конкурирует порт Архангельск. В связи с введением ограничительных мер недружественными странами российским производителям минеральных удобрений закрыт доступ к морским портам Прибалтики, через которые исторически переваливалась данная продукция. Альтернативным пунктом перевалки минеральных удобрений является морской порт Архангельск, который готов обеспечить перевалку минеральных удобрений свыше 1 млн тонн в год. Уже с апреля 2024 года года более 350 тысяч тонн данной продукции отправилось из нашего порта в направлении стран Африки и Южной Америки.

Морской порт Архангельск является важной и неотъемлемой составляющей Северного морского пути с выходом в мировой океан без пересечения территориальных вод других государств. Его выгодное географическое положение позволяет осуществлять морские рейсы по СМП как в западном, так и в восточном направлениях без ограничений по проливам, что способствует рациональному и выгодному выстраиванию логистики, в том числе со странами БРИКС.

 

Из Казанской декларации по итогам XVI Саммита БРИКС:

92. Принимая во внимание тот факт, что развитая транспортная инфраструктура, безопасные, надежные и экономически эффективные международные транспортные маршруты, инновационные технологии и нормы будут способствовать развитию торговых потоков и трансграничному передвижению людей, мы признаем важность комплексного использования различных видов транспорта для создания эффективной и устойчивой транспортной системы в странах БРИКС. Мы приветствуем итоги первой встречи министров транспорта стран БРИКС, состоявшейся 6 июня 2024 года в Санкт-Петербурге, и рассчитываем на дальнейшее развитие транспортного диалога для удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон и повышения транспортного потенциала стран БРИКС при уважении суверенитета и территориальной целостности всех государств-участников при осуществлении сотрудничества в транспортной сфере. Мы также рассчитываем на дальнейшее изучение возможностей создания логистической платформы для координации и совершенствования транспортных услуг в целях обеспечения мультимодальной логистики между странами БРИКС.


Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
30 октября 2024
Комментарии экспертов
Виктория Пестова