Виктория Пестова – о реализации северного завоза в Архангельской области в 2024 году
Доставка в районы северного завоза Архангельской области морским и речным транспортом составляет порядка 40% от общего объема завоза грузов, на 1 ноября план северного завоза выполнен на 95%
Арктические регионы отчитываются о результатах кампании по реализации северного завоза, который в 2024 году осуществлялся согласно новому закону, вступившему в силу с 1 апреля. Как прошёл процесс в Архангельской области, комментирует эксперт ПОРА, заместитель министра - начальник управления реализации арктических проектов Виктория Пестова.
Принятие федерального закона о северном завозе – это важный шаг для налаживания упорядоченной схемы снабжения удаленных территорий, который позволил сформировать единый комплексный общегосударственный подход к организации северного завоза. Механизм северного завоза является важной составляющей жизнеобеспечения и развития северных территорий.
Постановлением правительства РФ от 16 ноября 2023 г. № 1930 утвержден перечень территорий северного завоза Архангельской области: городской округ Новая Земля; Верхнетоемский, Лешуконский, Мезенский и Шенкурский муниципальные округа; Ленский, Пинежский и Приморский муниципальные районы.
Основная номенклатура грузов северного завоза в регионе – дизельное топливо, бензин, уголь, дрова, строительные материалы, медикаменты, продовольствие, иные промышленные товары для населения. План северного завоза Архангельской области на 2024 год составляет 24,3 тыс. тонн. На начало ноября план выполнен на 95%. Завоз осуществляется в штатном режиме – не выявлено проблем, связанных с доставкой грузов северного завоза.
Минвостокразвития России проводит еженедельные оперативные штабы с субъектами-участниками северного завоза по мониторингу доставки грузов, на этих заседаниях удается нивелировать все возможные задержки с доставкой грузов на отдаленные территории нашей страны. Кроме того, на региональном уровне создана логистическая группа под руководством министерства транспорта Архангельской области с участием представителей Северной железной дороги. Логистическая группа оперативно решает вопросы, связанные с задержкой доставки социально значимых грузов, и обрабатывает обращения, поступающие от грузоотправителей и грузополучателей по проблемным вопросам отправки грузов.
В соответствии с Федеральным законом, формируется перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры, так называемая опорная сеть, имеющая критическое значение для построения оптимальных логистических маршрутов и обеспечения бесперебойного снабжения территорий северного завоза. И что немаловажно – развитие этих объектов будет осуществляться в рамках федерального финансирования. Для нас это особенно важно, так как в части речной инфраструктуры северного завоза более 50% объектов – это необорудованные берега, которые нуждаются в должном обустройстве.
Согласно федеральному закону, создается единый морской оператор северного завоза, который будет обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов между морскими портами с понятным графиком, правилами и с фиксированной ценой. Это позволит исключить самостоятельный поиск рейсов судоходных компаний нашими предпринимателями, а следовательно, минимизировать риски сбоев в поставках товаров, удешевить и ускорить их доставку. Наш регион будет активно включаться в работу функционирования единого морского оператора, так как доставка в районы северного завоза Архангельской области морским и речным транспортом составляет порядка 40% от общего объема завоза грузов.
Кроме того, мощности основных терминалов Архангельского транспортного узла и флот региональных судоходных компаний могут выступать ключевыми участниками в организации перевозки грузов северного завоза для удовлетворения потребностей других субъектов-участников северного завоза, что может превратить морской порт Архангельск в ключевой опорный порт северного завоза в рамках работы единого морского оператора.
Морской порт Архангельск является одной из основных отправных точек для субсидируемых каботажных перевозок между морскими портами Арктики и Дальнего Востока России через акваторию Северного морского пути, субсидируемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2023 № 397, в том числе предназначенных под выполнение задач доставки грузов северного завоза. Первый субсидируемый рейс из Архангельска был выполнен в 2023 году по маршруту «Архангельск – Певек – Владивосток – Магадан –Петропавловск-Камчатский – Певек – Архангельск». Из нашего порта было отправлено порядка 2000 тонн, или 5000 фрахтовых единиц генеральных грузов.
В 2024 году выполнено 2 рейса по маршруту «Архангельск – Певек – Корсаков – Находка – Магадан – П.Камчатский – Певек – Мурманск» и «Архангельск – Певек – Архангельск». На два рейса мы погрузили порядка 9000 тонн, или 20 700 фрахтовых единиц генеральных и контейнерных грузов. По сравнению с прошлым годом заинтересованность грузоотправителей в таких рейсах из Архангельска выросла в 2,5 раза. Перевозка грузов субсидируемыми рейсами осуществляется по льготным тарифам морского фрахта, которые в 1,5 – 2 раза дешевле рыночного предложения и сопоставимы с перевозкой по железной дороге через Восточный полигон.
Более подробный комментарий эксперта о том, как через Архангельск выстраивается выгодная логистика со странами БРИКС по Севморпути, можно прочитать здесь.
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики
1 ноября 2024