Фото: Никитин Ярослав/GeoPhoto.ru
Арктика сегодня. «Росатому» дадут новые полномочия на Севморпути
Законопроект о расширении полномочий госкорпорации «Росатом» в области управления Северным морским путем был принят Госдумой в первом чтении 8 мая 2022 года. Документ предполагает наделение «Росатома» полномочиями выдавать, приостанавливать, возобновлять, прекращать действие разрешений на плавание в акватории Северного морского пути, а также вносить в них изменения в случаях несоблюдения требований безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов. Учитывая, что законопроект был подготовлен правительством РФ, его принятие в последующих чтениях может последовать в ближайшем будущем.
Расширение полномочий госкорпорации является логичным шагом, который ведет к централизации механизмов управления главной арктической магистралью страны. Согласно ныне действующим правилам, разрешения на плавание по СМП выдаются Федеральным агентством морского и речного транспорта. В то же время, именно «Росатом», являющийся инфраструктурным оператором Севморпути и контролирующий атомный ледокольный флот России, несет основной груз ответственности за обеспечение безопасной навигации на этом маршруте.
Новые нормы позволят «Росатому» накладывать «вето» на прохождение судов, которые не соответствуют критериям, предъявляемым в контексте осуществления ледовой проводки. Это приобретает особую актуальность в свете грядущего перехода СМП на круглогодичный режим работы, постоянного роста тоннажа перевозимых грузов и увеличения значения транзитной составляющей, предполагающей увеличение частоты появления на Севморпути иностранных судов.
«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.
Расширение полномочий госкорпорации является логичным шагом, который ведет к централизации механизмов управления главной арктической магистралью страны. Согласно ныне действующим правилам, разрешения на плавание по СМП выдаются Федеральным агентством морского и речного транспорта. В то же время, именно «Росатом», являющийся инфраструктурным оператором Севморпути и контролирующий атомный ледокольный флот России, несет основной груз ответственности за обеспечение безопасной навигации на этом маршруте.
Новые нормы позволят «Росатому» накладывать «вето» на прохождение судов, которые не соответствуют критериям, предъявляемым в контексте осуществления ледовой проводки. Это приобретает особую актуальность в свете грядущего перехода СМП на круглогодичный режим работы, постоянного роста тоннажа перевозимых грузов и увеличения значения транзитной составляющей, предполагающей увеличение частоты появления на Севморпути иностранных судов.
«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.
10 июня 2022