Резолюция по итогам заседания Дискуссионного клуба "ПОРА" «Государственно-частное партнерство в развитии Арктики»
17 марта на площадке Проектного офиса развития Арктики» (ПОРА) состоялось заседание Дискуссионного клуба на тему «Государственно-частное партнерство (ГЧП) в развитии Арктики».
По итогам заседания была принята Резолюция, в которой определяются новые подходы к механизму государственно-частного партнерства при реализации перспективных проектов в Арктите. Кроме того, были приняты рекомендации федеральным и региональным органам власти и бизнес-сообществу.
РЕЗОЛЮЦИЯ
заседания Дискуссионного клуба «Государственно-частное партнерство в развитии Арктики»
г. Москва, 17 марта 2020 г.
Проектный офис развития Арктики (ПОРА)
В Дискуссионном клубе приняли участие:
Модератор: Воротников Александр, координатор экспертного совета ПОРА, эксперт ПОРА по ГЧП
Участники (в алфавитном порядке):
- Агафонов Леонид, Управляющий директор EastRussia, член Общественного совета при Минвостокразвития России
- Крутиков Александр, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
- Крыловский Алексей, Президент - Управляющий директор консорциума Леонтьевский центр - AV Group, к.э.н.
- Лятс Кирилл, директор по развитию «ГК Инфра»
- Манкулова Жанна, член Экспертного совета ЭЦ ПОРА, советник по правовым вопросам ООО «Лексар Про»
- Марача Вячеслав, вице-президент Национальной Гильдии профессиональных консультантов, ведущий научный сотрудник РАНХиГС, доцент кафедры «Системный анализ в экономике» Финансового университета при Правительстве РРФ, доцент МИФИ
- Милич Милена, руководитель проектной работы, MPS SKOLKOVO
- Моргунов Евгений, заведующий Лабораторией социально-экономический проблем человеческого развития ИСЭПН ФНИСЦ РАН, к.э.н.
- Нестеров Илья, независимый советник по ГЧП
- Попова Алиса, заместитель начальника управления по взаимодействию с федеральными органами государственной власти представительства ЯНАО при Правительстве Российской Федерации
- Сиваев Сергей, директор направления проектного офиса Энергоэффективность ПАО «Ростелеком», профессор Высшей школы урбанистики НИУ Высшая школа экономики, профессор кафедры государственно-частного партнерства Финансового университета
- Сизоненко Сергей, депутат Совета Таймыра, председатель Таймырской общественной организации «ВМЕСТЕ»
- Чекин Евгений, советник руководителя Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, руководитель Центра поддержки государственно-частного партнерства Дальнего Востока
- Чукина Лидия, президент Национальной гильдии профессиональных консультантов, председатель Комитета МТПП по консалтингу
- Щеглов Артур, Управляющий партнер Стратегической группы «Гиперион», координатор «Инфраструктурного клуба» (InfraClub), член Экспертно-методического совета НАКДИ
- Юртаев Алексей, руководитель московского офиса - директор по внешним связям Корпорации развития «Енисейская Сибирь»
Обсудив ситуацию в сфере ГЧП, участники заседания отмечают:
- Необходимым разработку отдельной системы преференций для проектов ГЧП в Арктике (с учетом дальневосточного опыта);
- Отсутствие практических навыков в сфере разработки проектов ГЧП на муниципальном и региональном уровнях;
- Важность консультативной группы по ГЧП на базе Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики;
- Необходимость широкого отраслевого охвата проектами ГЧП арктических территорий, включая развитие социальной инфраструктуры;
- Перспективность таких инструментов ГЧП, как контракт жизненного цикла, инфраструктурная ипотека, облигации, краудфандинг (по модели платформы InfraShares);
- Необходимость рассмотреть возможность включения в сферу ГЧП проектов, обеспечивающих замещение продукции, поставляемой в рамках северного завоза;
- Необходимость использования ГЧП в таких отраслях и сегментах, как экотуризм на ООПТ (включая глэмпинг), эковолонтерство как механизм привлечения молодежи в Арктику, народные промыслы, медицинский и образовательный туризм, иные отрасли креативной экономики;
- Пользу инициативы ООО «Инфра» о создании по всему побережью СМП с интервалом 200 миль установок по производству «зеленого» водорода для бункеровки судов;
- Заслуживающим внимания предложение о создании на территории архипелага Северная земля международного научно-производственного сеттльмента «Франко-Архипелаг»;
- Необходимость определить список целей и проблем, потенциальным средством достижения и решением которых могут быть инструменты и механизмы ГЧП;
- Необходимость определить барьеры, препятствующие использованию ГЧП в АЗ РФ, а также изучения зарубежного опыта.
- Необходимость определить пул перспективных проектов для ГЧП в Арктике – по субъектам РФ, отраслям, иерархии основных и поддерживающих проектов;
- Необходимость коммуникации в отношении ГЧП-проектов с крупными государственными и частными компаниями, в том числе в целях совершенствования механизмов финансирования и инвестирования в венчурные и крупные капитальные проекты в Арктике;
- Значительный потенциал проектов по повышению энергоэффективности и внедрению инноваций – в том числе в условиях энергоизолированных территорий;
- Необходимым принять во внимание заинтересованность ПАО Ростелеком в лице проектного офиса «Энергоэффективность» в распространении опыта реализации ГЧП в городском хозяйстве;
- Необходимость повышения маркетинговой активности и работы с инвесторами в сфере ГЧП;
- Пользу при оценке конкретных проектов ГЧП рассматривать все возможности государственной поддержки, включая капитальные и операционные гранты, плату концедента/публичного партнёра, в том числе через институты развития;
- Пользу вовлечения бизнес-сообщества Москвы в развитии Арктики с опорой на Московскую торгово-промышленную палату и профильную рабочую группу «Москва-Арктике»;
- Пользу организации образовательных программ по ГЧП и работе с инвесторами с целью повышения компетенций сотрудников региональных органов власти, а также органов местного самоуправления;
- Необходимость подготовки методических рекомендаций по информационному сопровождению и инвестиционному маркетингу инфраструктурных проектов для арктических субъектов РФ;
- Широкие возможности для развития механизмов ГЧП в АЗ РФ в части экспериментального использования новых юридических конструкций и форматов сотрудничества государства и бизнеса;
- Необходимость создания проектных офисов ГЧП в арктических регионах и фактическую готовность к этому в ЯНАО.
- Рассмотреть и изучить инициативу ООО «Инфра» о создании по всему побережью СМП с интервалом 200 миль установок по производству «зеленого» водорода для бункеровки судов, в случае представления подробного проекта;
- Рассмотреть и изучить предложение о создании на территории архипелага Северная земля международного научно-производственного сеттльмента «Франко-Архипелаг», в случае представления подробного проекта
Участники дискуссионного клуба считают необходимым рекомендовать федеральным и региональным органам власти и бизнес-сообществу обеспечить решение следующих задач:
Федеральным и региональным органам государственной власти
Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики – организовать работу по развитию ГЧП в АЗ РФ:
- создать на первом этапе рабочую группу по развитию ГЧП в АЗ РФ,
- затем Координационный совет Министерства по государственно-частному партнерству. создать на первом этапе рабочую группу по развитию ГЧП в АЗ РФ,
Рабочей группе разработать регламент взаимодействия с соответствующими министерствами и ведомствами для организации подготовки проектов ГЧП в Арктической зоне для всех заинтересованных структур;
Рекомендовать арктическим субъектам РФ номинировать свои действующие и перспективные инфраструктурные проекты на Национальный рейтинг информационной открытости инфраструктурных проектов;
Провести в рамках Саммита лидеров рынка инфраструктурных проектов (InfraSummit) в декабре 2020 года итоговое мероприятие с участием представителей субъектов РФ и Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики;
Организовать в Москве презентационные сессии (роуд-шоу) перспективных инфраструктурных проектов арктических субъектов РФ (совместно Министерство и ЭЦ ПОРА);
Правительству ЯНАО – рассмотреть возможность открытия пилотного Проектного офиса ГЧП;
Правительствам регионов и органам местной власти шире использовать практику заключения энергосервисных контрактов в энергообеспечении и ЖКХ.