Ученые: старшеклассникам в Арктике утром лучше начинать учебу попозже
У большинства подростков в арктической зоне России с возрастом происходит смещение хронотипа, то есть они становятся ближе к «совам», чем к «жаворонкам». Изучив сон детей на Крайнем Севере, отечественные ученые и медики пришли к выводу, что начало школьных занятий в старших классах в период короткого светового дня желательно сместить приблизительно на час.
Исследование «Особенности цикла сон-бодрствование у детей в арктических регионах России» провели специалисты Карельского научного центра РАН и Первого МГМУ им. И.М. Сеченова при поддержке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА). В нем участвовали 1000 детей 7-12 лет, проживающих в Мурманской области и на Таймыре. Группу сравнения составили дети из Петрозаводска и Тюмени. В исследовании участвовали представители как коренного, так и пришлого населения. Кроме того, в течение нескольких месяцев ученые проводили измерения суточной температуры, секреции гормонов мелатонина и кортизола у детей, а также исследование генов, связанных с биологическими ритмами. Презентация исследования состоялась 4 апреля в офисе ПОРА.
«Арктика - это уникальная территория не только в плане климата, природы, полезных ископаемых. Экстремальные природные условия оказывают большое влияние на здоровье людей и на цикл сон-бодрствование. Особенно этому влиянию подвержены дети. Известно, что нарушение режима сна не только негативно отражается на успеваемости учеников, но и ухудшает общее самочувствие детей и подростков. Для таких детей характерна быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, склонность к девиантному поведению, они более предрасположены к потреблению стимуляторов и к избыточному весу. Особенности сна у детей в Арктике ранее не изучались, поэтому мы с радостью поддержали этот проект» - рассказал Борис Тарасов, к.м.н., генеральный директор Проектного офиса развития Арктики.
Исследование показало: около 57% детей в арктической зоне чувствуют, что недосыпают, а больше 58% просыпаются среди ночи. 15% отмечают выраженную сонливость в неурочное время, а 40% жалуются на легкую бессоницу. Нарушения сна школьников среди пришлого населения также связаны с наличием вредных привычек. Уровень и динамика гормона кортизола достоверно отличаются у приезжих и родившихся в Арктике детей, а пол и место жительства определяют уровень секреции мелатонина. Продолжительность сна также влияет на успеваемость и ряд биохимических показателей крови младших школьников: уровень глюкозы и микроэлементов. Также собранная статистика свидетельствует о том, что повышенная сонливость имеет сезонную динамику: она резко увеличивается в зимнее время.
Ученые подготовили рекомендации отдельно для детей, родителей и педагогов, как наладить правильный режим сна и бодрствования. Тем, у кого проблемы со сном, рекомендуется вести дневник самонаблюдений за графиком сна и самочувствием (самостоятельно или с помощью электронных устройств), увеличить количество продуктов с содержанием аминокислоты триптофана (например, сыр, орехи, некоторые виды рыбы) и использовать постепенно нарастающий свет для пробуждения утром. В классных комнатах необходимо использовать яркое освещение, желательно лампы дневного света, закрытые пластиковым рассеивателем. Это позволит активизировать функцию циркадианной системы детей и подростков и повысить их внимание: в помещениях с более ярким светом производительность умственного труда выше.
«Необходимо скорректировать учебное расписание: предметы, требующие меньшего внимания и памяти, можно ставить на утренние часы. Требующие лучшей концентрации лучше помещать в расписании школьников на два-три урока позднее либо ввести обучение во вторую смену» - советует Сергей Коломейчук, старший научный сотрудник лаборатории генетики Института биологии КарНЦ РАН, кандидат биологических наук.
Работа также включала образовательный блок: авторы исследования организовали несколько лекций, выступлений на ученических конференциях и профориентационных мероприятий, посвященных гигиене сна и режиму дня школьников, в городах Карелии, Мурманской области, в Тюмени и Санкт-Петербурге.
В ходе презентации проекта Михаил Полуэктов, доцент кафедры нервных болезней и нейрохирургии, заведующий отделением медицины сна Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, председатель Национального общества детского сна, отметил, что по итогам исследования бросается в глаза высокая распространенность нарушений сна в арктической зоне - по данным зарубежных исследований, в целом среди населения Земли она составляет около 25%. Актуальность исследования отметил и Владимир Дубинин, заместитель главного врача неврологического медицинского центра «Династия».
Андрей Иванов, координатор социальных и просветительских проектов Проектного офиса развития Арктики, предложил не только направить рекомендации по итогам исследования в региональные органы власти и образовательные учреждения в арктической зоне, но и создать комплект методических материалов и проводить в школах занимательные “уроки сна”.
В презентации также приняли участие:
Екатерина Зворыкина, аспирант кафедры клеточной биологии и гистологии биологического факультета МГУ;
Алиса Попова, заместитель начальника управления по осуществлению межрегиональных связей Представительства ЯНАО при Правительстве РФ;
Серго Центерадзе, врач-невролог отделения медицины сна Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
Справка
Проектный офис развития Арктики (ПОРА) — общероссийская площадка для коммуникации государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики. Экспертный центр «ПОРА» создан для привлечения внимания к социальным, экономическим и экологическим аспектам жизнедеятельности человека на севере России.
Координация работы со СМИ:
Марина Горецкая, +79162595658, goretskayа@porarctic.ru
Сайт экспертного центра: www.porarctic.ru