Юлия Харламова: «Наличие стратегического планирования вселяет оптимизм»
Разработка действенного правового регулирования для развития АЗРФ – это серьезный вызов, который решается государством с учётом возможностей бизнес-структур и с делегированием ряда вопросов на региональный уровень
О сути и ограничениях стратегического планирования применительно к развитию Арктики, а также о распределении ролей федерального центра, регионов и компаний в обеспечении процесса развития АЗРФ рассуждает эксперт ПОРА Юлия Харламова, профессор Московского государственного института культуры.
«Наличие стратегического планирования само по себе уже вселяет определенный оптимизм. Ведь эта функция – важнейшая не только для государства, но и для любой корпорации или даже небольшой фирмы. Стратегическое мышление – это искусство, которому нужно долго и упорно учиться. Способность предвидеть закономерности перетекает в эффективное управление по тем правилам игры, которые выгодны стратегам. А во то, что стратегические планы [развития Арктической зоны – прим. ред.] так быстро устаревают, говорит или о некомпетентности их авторов, или о сознательном внесении ошибок в чьих-то интересах. В нашем случае, я думаю речь, идет скорее идёт о первом варианте.
Впрочем, может быть и ещё одна причина. Появление в стратегических документах взаимоисключающих показателей, – это, к сожалению, все чаще проявляющаяся тенденция в нормативно-правовой деятельности российского государства, испытывающего целый ряд проблем и сталкивающегося с противоречиями на современном этапе. В их числе – и конфликт ведомственных интересов, и конфликт между государственными управленческими структурами и бизнес-структурами, и влияние транснациональных корпораций на российскую действительность, и целый ряд других причин. Ориентироваться в подобных ситуациях нужно исключительно на национальные интересы российского народа и российского государства, а также на здравый смысл. Если говорить о конкретных цифрах, то необходимо не только их обозначать, но и выстраивать эффективную систему контроля за их выполнением и предусматривать меры ответственности за провал.
Разработка действенного правового регулирования для развития АЗРФ – новая для современной России ситуация. Я бы даже сказала, что это определенный вызов, с которым мы обязаны справиться. Правовые пробелы – это тоже реалии сегодняшнего дня. Чтобы этого не происходило, нужны нестандартные решения с широким привлечением экспертного и научного сообщества, а также введение персональной ответственности для государственных чиновников, ответственных за решение конкретных ситуаций и проблем, в том числе и на региональном уровне.
Вообще регионам можно делегировать любые вопросы развития, которые находятся в области исполнения конкретных решений федеральных властей. Региональные власти могут участвовать и в определении стратегических планов развития на основе регионального видения той или иной проблемы, но с ясным, четким и компетентным обоснованием своей позиции. Например, почему необходимо построить в регионе мост или новый порт. Но в регионах, прежде всего, должно быть понимание простой формулы: что даст то или иное решение сначала стране, а потом уже конкретному региону, но не наоборот.
Если же рассматривать вопрос, как с государственными стратегиями увязываются инвестпрограммы компаний, которые присутствуют на этих территориях, то нужно подчеркнуть, что здесь изначально заложены противоречия и есть конфликт интересов. У государства при осуществлении подобного рода проектов всегда стоят более масштабные и широкие задачи, ориентированные не только и не столько на экономическую область. Например, Транссиб строили, руководствуясь интересами не прибыли, а военно-стратегическими, то есть решали важнейшую задачу государства – обеспечение безопасности. С Арктикой примерно то же самое. Бизнес не хочет решать социальные проблемы, он не спешит вкладываться в инфраструктуру, особенно общего пользования, не особо заинтересован в решении проблем культурного, демографического, образовательного освоения арктических территорий, он хочет быстро и с минимальными издержками получить прибыль. Вообще подобного рода проекты под силу только государствам или даже союзам государств, государство должно определять правила игры для бизнес-структур, а не наоборот, тем более это справедливо в случае с внешними игроками».
Эксперты ПОРА – о новых вызовах и возможностях для реализации стратегии развития Арктики:
- Александр Балобанов – о стратегии развития Арктики как результате согласования разных интересов и взаимодействий
- Александр Котов: «Процесс гонки стратегий за быстро ускользающим временем происходит во всех странах»
- Андрей Криворотов: «Чем сложнее текущая обстановка – тем важнее долгосрочная стратегия»
- Михаил Кузнецов: освоение Арктики в ближайшие годы принесет до 60 трлн рублей
- Вячеслав Марача: как разрешить противоречия в стратегических документах развития АЗРФ
- Сергей Неустроев: «Стратегическое планирование в госуправлении важно и нужно»
- Сергей Никоноров: «Стратегическим планированием развития Арктики нужно заниматься обязательно»
- Виктория Пестова – о двух важных процессах стратегического планирования в АЗРФ
- Олег Рой — об интеграции двух районов ХМАО в Арктику
- Елена Чайка: необходима единая пространственная модель развития Арктики на основе градостроительной науки
- Юлия Харламова: «Наличие стратегического планирования вселяет оптимизм»
Читайте также:
- Баллистика, логистика или урбанистика: что планировать в Арктике? В Проектном офисе развития Арктики обсудили содержание и реализацию стратегических документов по развитию АЗРФ
- Проектный офис развития Арктики представил первые результаты оценки достижения целей Стратегии развития Арктики. Об исследовании рассказали в ходе Форума стратегов в Санкт-Петербурге
- Максим Данькин: в обеспечении реализации Стратегии АЗРФ есть разрывы. Об этом гендиректор ПОРА сообщил на заседании комиссии Госсовета РФ по Арктике
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.