Александр Воротников: «Для Арктики жизненно необходимо применение ГЧП в космической сфере»
Законопроект о применении механизмов ГЧП в космической деятельности позволит частным компаниям активнее участвовать в освоении космоса
В июле начале июля 2024 года депутаты Госдумы одобрили законопроект о применении механизмов ГЧП в космической деятельности. Документ вводит понятие «космический объект», а госкорпорацию «Роскосмос» наделяет полномочиями по заключению от имени РФ концессионных соглашений и соглашений о ГЧП в отношении объектов космической инфраструктуры. «Принятие закона обеспечит возможность создания для Российской Федерации полноценной орбитальной группировки космических аппаратов, способной решать задачи оперативного мониторинга Арктической зоны», – утверждается в публикации на сайте Госдумы. Комментирует эксперт по ГЧП, координатор Экспертного совета ПОРА, доцент ИОН РАНХиГС Александр Воротников.
«С расширением деятельности человечества во внеземном пространстве особенно остро встал вопрос об оптимизации расходов в этой отрасли. Эти расходы велики: по данным консалтинговой компании Euroconsult, мировые вложения в космическую отрасль в 2023 году превысили 95 млрд долларов, а к 2030 году сумма вырастет до 110 млрд долларов. При этом общий объём международного рынка космических услуг оценивается в 300–400 млрд долларов. И решение, кажется, было найдено: свою традиционную роль в освоении космоса государства делегируют частным компаниям, которые не просто начинают его осваивать, но и делают это наиболее финансово выгодным для себя способом. Так, за рубежом в космической отрасли лидируют именно частные компании. Это должно стимулировать конкуренцию, которая благотворно отразится на всем рынке космических услуг.
Такая тема весьма актуальна для России. Наша страна при наличии существенного научного задела в виде советских космических программ, а также значительных амбиций в этой области пока не сумела наладить эффективное взаимодействие между государством и бизнесом в космической отрасли (что необходимо, если мы не хотим остаться далеко позади в космической гонке). Только 2,4% из 10,5 тыс. космических аппаратов на орбите Земли — отечественные. Около 70% спутников — американские, 9% — китайские, 7% — британские.
Более доступный космос
Космос становится доступнее, поскольку современные технологии позволяют создавать всё более компактные и дешевые космические аппараты. В последние годы резко выросло количество запусков особо малых спутников — до 600 кг (системы OneWeb и StarLink). По прогнозам экспертов отрасли, в ближайшие 8-9 лет количество выводимых в космос спутников вырастет в 4–5 раз.
Сегодняшний лидер коммерческого космоса — SpaceX Илона Маска. Прорывом стала реализация идеи компании использовать многоразовые ракеты, это позволяет в разы снижать стоимость запусков. Привычной практикой в зарубежной космонавтике стало привлечение негосударственных инвестиций. У этого явления уже существует собственное название — New Space. Цель движения — предоставить дешевый доступ в космос вплоть до освоения Марса и дальнейшей колонизации космического пространства.
Нигде так наглядно, как в космосе, не проявляется принцип «если не вкладываешь, то отстаешь». Именно успехи SpaceX позволили НАСА отдать компании доставку на МКС грузов с помощью многоразового беспилотного корабля Dragon. Таким образом госструктуры высвободили средства на другие программы – прежде всего, военные.
Помимо корпорации Маска в мире существует немало других компаний, связанных с коммерческим космосом: ULA, Blue Origin, Vector Space Systems, Rocket Lab, Virgin Galactic и Bigelow Aerospace, Arianespace, Mitsubishi Heavy Industries и т.д. Компании не только запускают космические аппараты, но и предоставляют широкий комплекс профильных услуг — спутниковые данные, телекоммуникацию и связь, навигацию.
Советский задел исчерпан
Долгое время отечественная космическая программа удерживала ключевые позиции благодаря советскому наследию. В своё время России удалось занять немалую долю мирового рынка прежде всего за счет запусков. В 1996 году, когда на российских ракетоносителях начали запускать иностранные спутники, она достигла 60%. Сейчас же доля российских запусков — всего 3%.
Как пример уровня состояния нашей космонавтики можно рассматривать падение автоматической станции «Луна-25». При этом нужно понимать, что работы по этой программе начали еще в 2005 году — на разработку проекта ушло 18 лет. Для сравнения: с начала проекта первой советской лунной станции до ее посадки на Луну прошло всего 6 лет.
Одной из причин такой ситуации является активное использование иностранных деталей и элементной базы, практиковавшееся в прежние десятилетия. Для справки, в 2013 году Россия покупала 70–80% комплектующих за рубежом. На тот момент это было оправдано, поскольку позволило «Роскосмосу» получить доступ к ряду инноваций и довести срок активного использования российских спутников до мировых стандартов.
Но ситуация резко изменилась после того, как были введены многочисленные международные санкции. Одни из них не дают выходить России на мировой рынок космических услуг. Например, введенный США запрет другим государствам использовать возможности российской космической отрасли практически обнулил запуск российскими носителями спутников других стран. Другие санкции практически закрыли возможность приобретать необходимые компоненты за пределами России. При этом угроза вторичных санкций не дает России в полной мере рассчитывать на параллельный импорт.
И исходя из всего этого, президент страны поручил ускорить принятие закона об использовании ГЧП в космосе. Потребность в распространении механизмов государственного частного партнерства на сферу космической деятельности связана с необходимостью привлечения российских частных космических предприятий к развертыванию и поддержанию полномасштабных орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих удовлетворение в полном объеме прогнозируемых потребностей социально-экономической сферы и науки в результатах космической деятельности, а также к участию в освоении и развитии Арктики.
Спутники для Арктики
В современных условиях эффективное развитие такого сложного региона, как Арктика, не представляется возможным без внедрения передовых технологий в области дистанционного зондирования Земли, спутниковой связи и навигации. И именно для Арктики жизненно необходимо применение ГЧП в космической сфере. Принятие закона, на мой взгляд, обеспечит возможность создания для нашей страны полноценной орбитальной группировки космических аппаратов, способной решать задачи по оперативному мониторингу Арктической зоны, разговор о которой идет уже многие годы.
Это позволит:
- выстроить спутниковую систему зондирования многих процессов в Арктике, а именно: деградации вечной мерзлоты, выбросов парниковых газов, климатических изменений и т.д.;
- осуществлять мониторинг изменения ледяного покрова, дрейфа льдов в акватории Северного морского пути;
- наладить устойчивую связь в Арктике, обеспечить устойчивой связью судоходство по СМП, снять зависимость от данных NASA.
Многие арктические регионы до сих пор не имеют устойчивого интернета, а это резко сказывается на качестве жизни их жителей, т.к. от этого зависит развитие образования, медицины, туризма и предпринимательства.
Кто эти игроки?
В стране уже существуют частные компании (около 10-15 структур) готовые работать на рынке космических услуг. Однако их очень мало, и деятельность их в этом направлении заморожена, т.к. негосударственным структурам чрезвычайно сложно получить доступ в космическую сферу. По экспертным оценкам, сейчас в России доля практических негосударственных инвестиций по массе полезной нагрузки составляет лишь 0,0057%. Но даже при этом в стране теплится небольшой сектор частной космонавтики, который держится за счёт энтузиастов.
Среди таких компаний можно называть, например, «Спутникс». Сейчас она входит в концерн Sitronics, основной акционер которого – АФК «Система». В 2021 году игрок управлял тремя собственными спутниками на орбите. Еще один пример — компания SR Space, инвесторы которого не раскрываются. В 2021 году она провела два пробных запуска суборбитальной ракеты, такого раньше не удавалось сделать ни одному частному игроку из России. Кроме них, это «Барл», «Бюро 1440». Все подобные компании готовы инвестировать в производство спутников только при гарантии выкупа их услуг.
Можно также отметить одну из старейших отечественных компаний, связанных с космосом, — «Совзонд». С 1992 года она занимается геоинформационными технологиями и проведением космического мониторинга. Компания с помощью спутников передает данные для муниципального управления и сельского и лесного хозяйства, строит топографические карты, 3D-модели рельефа местности, предоставляет ПО для аналитики и визуализации данных.
Также можно вспомнить компанию S7 Space, которая несколько лет назад купила плавучий космодром «Морской старт». Сейчас работы на нем остановлены, но принятие нового закона, несомненно, приведет к активизации этого проекта.
Также идут работы в рамках «дорожной карты» федерального проекта «Развитие высокотехнологичного направления "Перспективные космические системы и сервисы"». Проект, на который в 2024 году выделят более 1,4 млрд рублей, предполагает формирование до 2030 года объединенной информационной космической системы России и вовлечение частных компаний в космическую отрасль. Участниками «дорожной карты» являются МФТИ, «Сканэкс», ФГУП «Космическая связь», «Бюро 1440», «Ситроникс» и структуры «Газпрома».
Несомненно, что в реализации нового направления в космической сфере примут и такие структуры, обладающие огромным опытом работы в отрасли, как «Газпром космические системы» (ГКС) — оператор спутниковой связи, который предоставляет услуги связи «Газпрому», сервис-провайдерам, телекомпаниям, госструктурам, корпоративным и частным пользователям на всей территории России. Он имеет группировку из пяти спутников связи «Ямал», которые покрывают 60% поверхности суши Земли (включая всю территории России), а также части акваторий морей и океанов. Причем уже подтверждена возможность организовать широкополосный доступ в Интернет и осуществление видеомониторинга до 79 град. с.ш. с помощью технологий, которыми обладает ГКС».
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.