Арктика за неделю: увеличение АЗРФ, Госкомиссия и новое соглашение

Арктика за неделю: увеличение АЗРФ, Госкомиссия и новое соглашение

На прошлой неделе состоялось сразу несколько важных событий. Прежде всего имеет смысл упомянуть о решении профильного думского комитета в пользу расширения АЗРФ за счёт нескольких территориальных единиц Коми. Это не единственное расширение, состоявшееся на неделе, – Минвостокразвития приросло двумя департаментами, которые будут работать по тематике Заполярья. Также в столице прошло заседание арктической Госкомиссии, на которой был принят ряд важных установок по развитию региона. В свою очередь, «ПОРА» и Минвостокразвития инициировали совместную работу по стратегическому планированию в нашей Арктике. Поговорим об этом подробнее.

Навстречу ещё одному расширению. Рабочая группа комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока высказалась за расширение АЗРФ за счёт Усинска, Инты и Усть-Цилемского района (Коми). Парламент сможет продолжить работу над этим вопросом в конце августа.

Северные дороги. Дума приняла в третьем чтении законопроект, разрешающий строить платные дороги в районах Крайнего Севера, если возможность проложить бесплатный альтернативный путь отсутствует. С легковых автомобилей и мототранспорта плата взиматься не будет. Перечень транспортных средств, имеющих право бесплатного проезда, может быть расширен по решению правительства.

Заседание Госкомиссии. В Москве прошло заседание Госкомиссии по Арктике под председательством профильного вице-премьера Ю. Трутнева. Обсуждались вопросы арктических преференций и госпрограммы по развитию региона; кроме того, говорили об инфраструктуре, геологоразведке, науке и многом другом.

Важные решения. По итогам заседания было определено: назревшие проблемы должны решаться в быстром темпе. Так, новую редакцию закона по преференциям в Арктике надо подготовить в течение нескольких недель, работу над госпрограммой предписано завершить к 1 декабря нынешнего года, а арктический НОЦ должен быть создан как можно быстрее. Необходимы и новые предложения по продвижению транспортной (прежде всего, портовой) инфраструктуры за Полярным кругом.

Минвостокразвития становится больше. Правительство приняло постановление, которым увеличило количество департаментов Минвостокразвития с семи до девяти. Данный шаг обусловлен необходимостью структурного и кадрового обеспечения задач по управлению нашей Арктикой: оба новых департамента будут заниматься исключительно заполярной тематикой.

Старт партнёрству дан! Между Минвостокразвития и «ПОРА» было подписано соглашение о сотрудничестве. Первой совместной задачей станет разработка стратегии развития АЗРФ до 2035 г.: «ПОРА» послужит базовой площадкой для координации усилий по созданию этой стратегии.

Мозговой штурм в Якутии. В РС (Я) состоялась стратегическая сессия по проекту Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны республики до 2030 г. В мероприятии поучаствовали республиканские депутаты и чиновники, главы всех арктических районов РС(Я), ученые, предприниматели и эксперты (в том числе и от «ПОРА»). Наработки мозгового штурма будут учтены в ходе стратегического планирования в национальном масштабе.

Индига на горизонте. Строительно-монтажные работы по новому арктическому порту начнутся уже в следующем году. Стоимость сооружения порта составит порядка 100 млрд руб., тогда как железная дорога к объекту обойдется ещё в 160 млрд руб. Первые контракты на перевозку грузов через Индигу будут заключены после начала строительства.

Сокровища Заполярья. Были озвучены свежие данные по ресурсам нашего арктического шельфа: они оцениваются в 17 млрд т жидких углеводородов и 85 трлн кубов газа. К сожалению, конкретики по этим ресурсам пока недостаточно. А чтобы она появилась, необходимо работать над повышением геологической изученности АЗРФ.

Арктическая сейсморазведка. В решении вышеупомянутой задачи помогут отечественные инновации. Институт океанологии РАН разработал технологию самовсплывающих донных сейсмографов, заточенную под арктические условия. Технология будет использоваться не только для проведения глубинных работ, но и для идентификации залежей углеводородов в транзитных зонах. Уже этой осенью начнётся её обкатка в полярных условиях.

Вот и всё на эту неделю. Читайте нас, присоединяйтесь к нам, работайте вместе с нами на благо нашей Арктики!

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
28 июля 2019