ПОРА читать арктическую рассылку! ESG-повестка, архангельские спасатели и светоотопительный агрегат Папанина

Фото: Подкорытов Андрей/GeoPhoto.ru

ПОРА читать арктическую рассылку! ESG-повестка, архангельские спасатели и светоотопительный агрегат Папанина

Еженедельная рассылка Проектного офиса развития Арктики – выпуск от 5 апреля 2024 года

 


1. Реализация проектов по добыче и переработке арктических ресурсов требует особых подходов.

Добычным корпорациям, запускающим новые проекты в высоких широтах, следует помнить: в макрорегионе проживает коренное население, интересы которого обязательно должны быть учтены. Поэтому производственные компании должны придерживаться действующего стандарта взаимоотношений с КМНС – этот документ был разработан Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики.

При этом уважение прав КМНС – в интересах самих недропользователей. Ведь это позитивно скажется на их ESG-рейтинге, а стало быть и на конкурентных возможностях на международном рынке. 

 


2. (Видео). Распространено мнение, будто Иван Папанин на должности начальника первой советской дрейфующей станции «Северный полюс» занимался только руководящей и агитационной работой.

Но это всего лишь заблуждение. В действительности, помимо выполнения работ вместе с другими участниками экспедиции, он многое мастерил своими руками. Например, для отопления жилой палатки, в которой температура порой опускалась до минус 16 градусов, Папанин изготовил из двух керосиновых ламп импровизированный «светоотопительный агрегат».

Именно этому эпизоду из жизни героической четверки посвящена очередная серия видеопроекта «Артефакты Арктики» — короткометражного документального сериала, который совместно производят Российский государственный музей Арктики и Антарктики и Проектный офис развития Арктики. 

 


3.  Регионы Крайнего Севера характеризуются большой площадью и малой численностью населения. Именно эти факторы и определяют специфику работы полярных спасателей.

Протяженность Архангельской области с севера на юг составляет 600 км, с востока на запад – 700 км, а если учесть Ненецкий автономный округ, то и все 1650 км. Как в таких условиях организовать нормальное функционирование структур ГО и ЧС?

Ответ на этот вопрос дает статья, подготовленная Константином Каськаевым специально для GoArctic.



4. Таймыр является самым северным и самым труднодоступным регионом России. Но качеству и значимости коллекции местного музея могут позавидовать даже столичные музейщики.

Как чувствует себя Сопкаргинский мамонт Женя, зачем нужно «вымораживать» музейные предметы, «оживлять» картины и смотреть на ледоход Енисея – и как вообще развивать культуру на краю Земли, нашим читателям рассказывает директор Таймырского краеведческого музея Эмилия Стамбровская. 

 


5. Поездка в Арктику – пусть даже и не с туристическими целями – дарит незабываемые эмоции.

В июле-сентябре 2021 года состоялась экспедиция «АЛСИБ-2021», совместно организованная Русским географическим обществом и Министерством обороны России. Основной задачей экспедиции было изучение исторического наследия и современного состояния аэродромов, построенных в годы Великой Отечественной войны по трассе «Аляска – Сибирь».

В экспедиции принял участие исследователь и путешественник Павел Филин, подробно зафиксировавший свои впечатления от поездки на крайний Северо-Восток нашей страны.

 


6. Юлий Дунский и Валерий Фрид вместе написали почти сорок сценариев для фильмов самых разных жанров.

Среди них – настоящие «блокбастеры» советского кинематографа: «Служили два товарища», «Старая, старая сказка», «Тень», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж». При этом мало кто знает, что свою дебютную киноленту «звездные» сценаристы посвятили Арктике, а точнее – заполярной Инте, где оба отбывали тюремное заключение в сталинские времена.

Именно этой знаковой картине о трудовом подвиге, производственной драме и искренней любви – «Случай на шахте восемь», снятой в «оттепельном» 1957 году, – и посвящен обширный материал, подготовленный киноведом Валерием Кондаковым.




Экспертный центр «ПОРА»
5 апреля 2024
Арктические новости