Резолюция по итогам заседания Дискуссионного клуба "ПОРА" «Государственно-частное партнерство в развитии Арктики»

Резолюция по итогам заседания Дискуссионного клуба "ПОРА" «Государственно-частное партнерство в развитии Арктики»

17 марта на площадке Проектного офиса развития Арктики» (ПОРА) состоялось заседание Дискуссионного клуба на тему «Государственно-частное партнерство (ГЧП) в развитии Арктики».

По итогам заседания была принята Резолюция, в которой определяются новые подходы к механизму государственно-частного партнерства при реализации перспективных проектов в Арктите. Кроме того, были приняты рекомендации федеральным и региональным органам власти и бизнес-сообществу.

  РЕЗОЛЮЦИЯ
заседания Дискуссионного клуба «Государственно-частное партнерство в развитии Арктики»

г. Москва, 17 марта 2020 г.
Проектный офис развития Арктики (ПОРА)      
                                         



В Дискуссионном клубе приняли участие:
Модератор: Воротников Александр, координатор экспертного совета ПОРА, эксперт ПОРА по ГЧП

Участники (в алфавитном порядке):

  1. Агафонов Леонид, Управляющий директор EastRussia, член Общественного совета при Минвостокразвития России
  2. Крутиков Александр, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
  3. Крыловский Алексей, Президент - Управляющий директор консорциума Леонтьевский центр - AV Group, к.э.н.
  4. Лятс Кирилл, директор по развитию «ГК Инфра»
  5. Манкулова Жанна, член Экспертного совета ЭЦ ПОРА, советник по правовым вопросам ООО «Лексар Про»
  6. Марача Вячеслав, вице-президент Национальной Гильдии профессиональных консультантов, ведущий научный сотрудник РАНХиГС, доцент  кафедры «Системный анализ в экономике» Финансового университета при Правительстве РРФ, доцент МИФИ
  7. Милич Милена, руководитель проектной работы, MPS SKOLKOVO
  8. Моргунов Евгений, заведующий Лабораторией социально-экономический проблем человеческого развития ИСЭПН ФНИСЦ РАН, к.э.н.
  9. Нестеров Илья, независимый советник по ГЧП
  10. Попова Алиса, заместитель начальника управления по взаимодействию с федеральными органами государственной власти представительства ЯНАО при Правительстве Российской Федерации
  11. Сиваев Сергей, директор направления проектного офиса Энергоэффективность ПАО «Ростелеком», профессор Высшей школы урбанистики НИУ Высшая школа экономики, профессор кафедры государственно-частного партнерства Финансового университета
  12. Сизоненко Сергей, депутат Совета Таймыра, председатель Таймырской общественной организации «ВМЕСТЕ»
  13. Чекин Евгений, советник руководителя Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, руководитель Центра поддержки государственно-частного партнерства Дальнего Востока
  14. Чукина Лидия, президент Национальной гильдии профессиональных консультантов, председатель Комитета МТПП по консалтингу
  15. Щеглов Артур, Управляющий партнер Стратегической группы «Гиперион», координатор «Инфраструктурного клуба» (InfraClub), член Экспертно-методического совета НАКДИ
  16. Юртаев Алексей, руководитель московского офиса - директор по внешним связям Корпорации развития «Енисейская Сибирь»

Обсудив ситуацию в сфере ГЧП, участники заседания отмечают:

  • Необходимым разработку отдельной системы преференций для проектов ГЧП в Арктике (с учетом дальневосточного опыта);
  • Отсутствие практических навыков в сфере разработки проектов ГЧП на муниципальном и региональном уровнях;
  • Важность  консультативной группы по ГЧП на базе Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики;
  • Необходимость широкого отраслевого охвата проектами ГЧП арктических территорий, включая развитие социальной инфраструктуры;
  • Перспективность таких инструментов ГЧП, как контракт жизненного цикла, инфраструктурная ипотека, облигации, краудфандинг (по модели платформы  InfraShares);
  • Необходимость рассмотреть возможность включения в сферу ГЧП проектов, обеспечивающих замещение продукции, поставляемой в рамках северного завоза;
  • Необходимость использования ГЧП в таких отраслях и сегментах, как экотуризм на ООПТ (включая глэмпинг), эковолонтерство как механизм привлечения молодежи в Арктику, народные промыслы, медицинский и образовательный туризм, иные отрасли креативной экономики;
  • Пользу инициативы ООО «Инфра» о создании по всему побережью СМП с интервалом 200 миль установок по производству «зеленого» водорода для бункеровки судов;
  • Заслуживающим внимания предложение о создании на территории архипелага Северная земля международного научно-производственного сеттльмента «Франко-Архипелаг»;
  • Необходимость определить список целей и проблем, потенциальным средством достижения и решением которых могут быть инструменты и механизмы ГЧП;
  • Необходимость определить барьеры, препятствующие использованию ГЧП в АЗ РФ, а также изучения зарубежного опыта.  
  • Необходимость определить пул перспективных проектов для ГЧП в Арктике – по субъектам РФ, отраслям, иерархии основных и поддерживающих проектов;
  • Необходимость коммуникации в отношении ГЧП-проектов с крупными государственными и частными компаниями, в том числе в целях совершенствования механизмов финансирования и инвестирования в венчурные и крупные капитальные проекты в Арктике;
  • Значительный потенциал проектов по повышению энергоэффективности и внедрению инноваций – в том числе в условиях энергоизолированных территорий;
  • Необходимым принять во внимание заинтересованность ПАО Ростелеком в лице проектного офиса «Энергоэффективность» в распространении опыта реализации ГЧП в городском хозяйстве;
  • Необходимость повышения маркетинговой активности и работы с инвесторами в сфере ГЧП;
  • Пользу при оценке конкретных проектов ГЧП рассматривать все возможности государственной поддержки, включая капитальные и операционные гранты, плату концедента/публичного партнёра, в том числе через институты развития;
  • Пользу вовлечения бизнес-сообщества Москвы в развитии Арктики с опорой на Московскую торгово-промышленную палату и профильную рабочую группу «Москва-Арктике»;
  • Пользу организации образовательных программ по ГЧП и работе с инвесторами с целью повышения компетенций сотрудников региональных органов власти, а также органов местного самоуправления;
  • Необходимость подготовки методических рекомендаций по информационному сопровождению и инвестиционному маркетингу инфраструктурных проектов для арктических субъектов РФ;
  • Широкие возможности для развития механизмов ГЧП в АЗ РФ в части экспериментального использования новых юридических конструкций и форматов сотрудничества государства и бизнеса;  
  • Необходимость  создания проектных офисов ГЧП в арктических регионах и фактическую готовность к этому в ЯНАО.
  • Рассмотреть и изучить инициативу ООО «Инфра» о создании по всему побережью СМП с интервалом 200 миль установок по производству «зеленого» водорода для бункеровки судов, в случае представления подробного проекта;
  • Рассмотреть и изучить  предложение о создании на территории архипелага Северная земля международного научно-производственного сеттльмента «Франко-Архипелаг», в случае представления подробного проекта

Участники дискуссионного клуба считают необходимым рекомендовать федеральным и региональным органам власти и бизнес-сообществу обеспечить решение следующих задач:

Федеральным и региональным органам государственной власти

Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики – организовать работу по развитию ГЧП в АЗ РФ:

  • создать на первом этапе рабочую группу по развитию ГЧП в АЗ РФ,
  • затем Координационный совет Министерства по государственно-частному партнерству. создать на первом этапе рабочую группу по развитию ГЧП в АЗ РФ,

Рабочей группе разработать регламент взаимодействия с соответствующими министерствами и ведомствами для организации подготовки проектов ГЧП в Арктической зоне для всех заинтересованных структур;

Рекомендовать арктическим субъектам РФ номинировать свои действующие и перспективные инфраструктурные проекты на Национальный рейтинг информационной открытости инфраструктурных проектов;

Провести в рамках Саммита лидеров рынка инфраструктурных проектов (InfraSummit) в декабре 2020 года итоговое мероприятие с участием представителей субъектов РФ и Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики;

Организовать в Москве презентационные сессии (роуд-шоу) перспективных инфраструктурных проектов арктических субъектов РФ (совместно Министерство и ЭЦ ПОРА);

Правительству ЯНАО – рассмотреть возможность открытия пилотного Проектного офиса ГЧП;

Правительствам регионов и органам местной власти шире использовать практику заключения энергосервисных контрактов в энергообеспечении и ЖКХ.  

26 марта 2020