Вячеслав Марача: Проект «Мурманский СПГ» является результатом синергии интересов «Новатэка», «Газпрома» и «Росатома»
«Новатэк» планирует запустить свой четвертый по счету проект по сжижению природного газа. Новый завод будет построен в Мурманской области, сырье для него планируется доставлять по газопроводу Волхов – Мурманск протяженностью 1,3 тыс. километров, который ещё предстоит проложить. Комментирует член Экспертного совета ПОРА Вячеслав Марача, кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ.
«Планируемое «Новатэком» строительство нового крупнотоннажного СПГ-проекта в Мурманской области можно рассматривать как результат синергии его интересов с двумя другими крупнейшими отечественными игроками российского ТЭК: «Газпромом» и «Росатомом».
Инвестиционные приоритеты «Новатэка» смещаются от добычи к высокотехнологичному производству. Технологические линии для нового завода будут созданы в расположенном в поселке Белокаменка Мурманской области Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений, принадлежащем «Новатэку». Это даст и серьезный импульс развитию отечественного энергетического машиностроения. «Мурманский СПГ» мощностью 20,4 млн тонн в год может стать крупнейшим, четвертым по счету проектом «Новатэка» после уже запущенного «Ямал СПГ» (17,4 млн тонн), строящегося «Арктик СПГ-2» (20 млн тонн) и планируемого «Обского СПГ» (7 млн тонн). Но впервые «Новатэк» будет использовать газ из Единой системы газоснабжения, а не с собственных месторождений.
Для чего и кому понадобился подобный проект?
Во-первых, здесь прослеживается синергия интересов двух гигантов российского топливно-энергетического комплекса – «Новатэка» и «Газпрома». И она вызвана к жизни геополитической ситуацией, сложившейся после начала СВО и подрыва «Северных потоков». После утраты большей части европейского газового рынка свободные мощности «Газпрома» значительно превышают 100 млрд кубометров, из которых 30 млрд кубометров он готов направить на Кольский полуостров по газопроводу Волхов — Мурманск — Белокаменка. До этого проект долго буксовал из-за дороговизны строительства и низкого спроса на газ в регионе. Так, стоимость строительства газопровода предварительно оценивается в 350 млрд руб. Теперь же «Газпром» заинтересован в новых каналах сбыта излишков газа, возникших на западном направлении по геополитическим причинам, и приступил к проектированию газопровода.
«Газпром» решил пойти уже испытанным путем – через Мурманск, само возникновение которого стало следствием подобной ситуации, сложившейся более 100 лет назад, когда во время Первой мировой войны Россия искала альтернативные пути доставки вооружения и боеприпасов от союзников по Антанте. Именно тогда были построены и порт Романов-на-Мурмане, и железная дорога на Кольский полуостров. А теперь решено строить газопровод протяженностью 1,3 тыс. км. Из Мурманска газ продолжит свое путешествие к потребителям в сжиженном виде, для чего и организуется масштабный проект.
Во-вторых, не остается в стороне и еще один гигант отечественного ТЭКа – «Росатом». СПГ-завод запитают от Кольской АЭС мощностью 1,76 ГВт, которая исторически недозагружена. Благодаря дешевой электроэнергии, вырабатываемой на АЭС и ГЭС, цена на электроэнергию в Мурманской области – одна из самых низких среди российских регионов. Кроме того, атомную энергетику недавно признали энергетикой замкнутого топливного цикла, не порождающей углеродный след, так что электроэнергию АЭС можно считать «зеленой» [в июле 2022 года Европарламент признал инвестиции в атомную энергетику и газ соответствующими концепции устойчивого развития, при этом в России атомная энергетика включена в национальную таксономию экологически устойчивых видов деятельности уже с марта 2021 года – прим. ПОРА].
Такие преимущества позволяют решить сложную технологическую проблему, также порожденную геополитической ситуацией: из-за санкций у российских компаний сейчас нет доступа к мощным газовым турбинам, необходимым для производства СПГ. Эта проблема изящно решается путем использования электрического привода вместо газотурбинного, а также с помощью дешевой «зеленой» электроэнергии!
Еще одна проблема, порожденная геополитической ситуацией, связана с санкциями на фрахт танкеров для перевозки российских энгергоносителей и на страхование российских танкеров. Она решается за счет того, что из Мурманска возможна продажа на условиях FOB, при которых покупатель газа сам предоставляет танкер для вывоза. При этом исчезает необходимость использования дорогостоящих танкеров ледового класса Arc7, поскольку порт Мурманска является незамерзающим, и СПГ можно будет вывозить на обычных конвенциональных судах.
«Коммерсант» передал заявление «Новатэка», согласно которому компания приступила к реализации проекта «с учетом целого ряда необходимых преимуществ, позволяющих обеспечить выполнение целевых показателей производства СПГ, установленных Президентом и Правительством РФ». Такие преимущества, обеспечивающие достижение стратегически значимого результата, создаются благодаря синергии интересов «Новатэка», «Газпрома» и «Росатома»».
Комментарий на эту тему также дал член Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Владимир Маслобоев, доктор технических наук, советник генерального директора Кольского научного центра Российской академии наук: «Незамерзающий порт Мурманск может стать новым "газовым хабом"»
Вниманию СМИ: ПОРА просит при использовании комментариев наших экспертов ссылаться на Проектный офис развития Арктики.
«Планируемое «Новатэком» строительство нового крупнотоннажного СПГ-проекта в Мурманской области можно рассматривать как результат синергии его интересов с двумя другими крупнейшими отечественными игроками российского ТЭК: «Газпромом» и «Росатомом».
Инвестиционные приоритеты «Новатэка» смещаются от добычи к высокотехнологичному производству. Технологические линии для нового завода будут созданы в расположенном в поселке Белокаменка Мурманской области Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений, принадлежащем «Новатэку». Это даст и серьезный импульс развитию отечественного энергетического машиностроения. «Мурманский СПГ» мощностью 20,4 млн тонн в год может стать крупнейшим, четвертым по счету проектом «Новатэка» после уже запущенного «Ямал СПГ» (17,4 млн тонн), строящегося «Арктик СПГ-2» (20 млн тонн) и планируемого «Обского СПГ» (7 млн тонн). Но впервые «Новатэк» будет использовать газ из Единой системы газоснабжения, а не с собственных месторождений.
Для чего и кому понадобился подобный проект?
Во-первых, здесь прослеживается синергия интересов двух гигантов российского топливно-энергетического комплекса – «Новатэка» и «Газпрома». И она вызвана к жизни геополитической ситуацией, сложившейся после начала СВО и подрыва «Северных потоков». После утраты большей части европейского газового рынка свободные мощности «Газпрома» значительно превышают 100 млрд кубометров, из которых 30 млрд кубометров он готов направить на Кольский полуостров по газопроводу Волхов — Мурманск — Белокаменка. До этого проект долго буксовал из-за дороговизны строительства и низкого спроса на газ в регионе. Так, стоимость строительства газопровода предварительно оценивается в 350 млрд руб. Теперь же «Газпром» заинтересован в новых каналах сбыта излишков газа, возникших на западном направлении по геополитическим причинам, и приступил к проектированию газопровода.
«Газпром» решил пойти уже испытанным путем – через Мурманск, само возникновение которого стало следствием подобной ситуации, сложившейся более 100 лет назад, когда во время Первой мировой войны Россия искала альтернативные пути доставки вооружения и боеприпасов от союзников по Антанте. Именно тогда были построены и порт Романов-на-Мурмане, и железная дорога на Кольский полуостров. А теперь решено строить газопровод протяженностью 1,3 тыс. км. Из Мурманска газ продолжит свое путешествие к потребителям в сжиженном виде, для чего и организуется масштабный проект.
Во-вторых, не остается в стороне и еще один гигант отечественного ТЭКа – «Росатом». СПГ-завод запитают от Кольской АЭС мощностью 1,76 ГВт, которая исторически недозагружена. Благодаря дешевой электроэнергии, вырабатываемой на АЭС и ГЭС, цена на электроэнергию в Мурманской области – одна из самых низких среди российских регионов. Кроме того, атомную энергетику недавно признали энергетикой замкнутого топливного цикла, не порождающей углеродный след, так что электроэнергию АЭС можно считать «зеленой» [в июле 2022 года Европарламент признал инвестиции в атомную энергетику и газ соответствующими концепции устойчивого развития, при этом в России атомная энергетика включена в национальную таксономию экологически устойчивых видов деятельности уже с марта 2021 года – прим. ПОРА].
Такие преимущества позволяют решить сложную технологическую проблему, также порожденную геополитической ситуацией: из-за санкций у российских компаний сейчас нет доступа к мощным газовым турбинам, необходимым для производства СПГ. Эта проблема изящно решается путем использования электрического привода вместо газотурбинного, а также с помощью дешевой «зеленой» электроэнергии!
Еще одна проблема, порожденная геополитической ситуацией, связана с санкциями на фрахт танкеров для перевозки российских энгергоносителей и на страхование российских танкеров. Она решается за счет того, что из Мурманска возможна продажа на условиях FOB, при которых покупатель газа сам предоставляет танкер для вывоза. При этом исчезает необходимость использования дорогостоящих танкеров ледового класса Arc7, поскольку порт Мурманска является незамерзающим, и СПГ можно будет вывозить на обычных конвенциональных судах.
«Коммерсант» передал заявление «Новатэка», согласно которому компания приступила к реализации проекта «с учетом целого ряда необходимых преимуществ, позволяющих обеспечить выполнение целевых показателей производства СПГ, установленных Президентом и Правительством РФ». Такие преимущества, обеспечивающие достижение стратегически значимого результата, создаются благодаря синергии интересов «Новатэка», «Газпрома» и «Росатома»».
Комментарий на эту тему также дал член Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Владимир Маслобоев, доктор технических наук, советник генерального директора Кольского научного центра Российской академии наук: «Незамерзающий порт Мурманск может стать новым "газовым хабом"»
Вниманию СМИ: ПОРА просит при использовании комментариев наших экспертов ссылаться на Проектный офис развития Арктики.
6 июня 2023