Алексей Фадеев – Северный морской путь в современной геополитике

Алексей Фадеев – Северный морской путь в современной геополитике

Развитие круглогодичной навигации на Севморпути позволит еще больше раскрыть потенциал существующих экономических центров по освоению Арктики; этому будет способствовать рост привлекательности СМП как транзитной магистрали


Каковы перспективы развития Северного морского пути в сложившихся геополитических условиях и какие факторы будут способствовать росту динамики на этой важнейшей транспортной магистрали, поясняет эксперт ПОРА Алексей Фадеев, доктор экономических наук, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Ранее специалист прокомментировал, как МСП может участвовать в арктических нефтегазовых проектах.

«Сложившаяся геополитическая ситуация на Ближнем Востоке создает в восточной части акватории Средиземного моря существенные военные, экономические и транспортные риски, ведущие к существенному увеличению стоимости фрахта судов, повышению себестоимости перевозимой продукции и, как следствие, снижению ее конкурентоспособности на товарных рынках. Возможное вовлечение в конфликт третьих стран, например, Египта, ставит под угрозу безопасное использование Суэцкого канала, выполняющего сегодня функцию главной транзитной грузовой артерии в мире. В свете данных обстоятельств использование трассы Севморпути для транзита грузов из Востока в Азию и обратно выступает весьма перспективным решением, способным обеспечить безопасность, скорость и экономическую выгоду, позволяя значительно сократить материальные и временные затраты на транзитные грузоперевозки компаний из европейских и азиатских стран северного полушария.

Короткий путь снижает расходы на топливо и фрахт судна, что влияет на стоимость груза. Помимо стабильной и безопасной обстановки в арктическом регионе, одним из дополнительных преимуществ использования Северного морского пути является совершенно несущественная вероятность пиратских нападений.

Трасса Севморпути (СМП), изначально расцениваемая многими экспертами как исключительно российская, в современных условиях приобретает важнейший транзитный потенциал. И тому есть осязаемые подтверждения. Так, летом 2023 года контейнеровоз New New Polar Bear [именно так, в названии судна дважды употребляется слово New – прим. ПОРА] стал первым международным судном в новейшей истории, прошедшим по Северному морскому пути маршрутом следования: Петербург – Шанхай – Петербург. Можно сколько угодно политизировать российские арктические проекты, но зарубежный бизнес невозможно заставить делать то, чего он не хочет. Та самая невидимая рука рынка, о которой писал известный классик политэкономии Адам Смит, все расставляет по местам.

Круглогодичная навигация по СМП должна стать закономерным этапом эволюционного развития освоения Арктики и полностью отвечает задачам государства в средне- и долгосрочной перспективах. В соответствии с действующим планом развития Северного морского пути до 2035 года, в инфраструктуру арктической магистрали планируется инвестировать 1,8 трлн рублей. Ожидается, что итогом таких инвестиций станет существенный рост грузопотока: в 2024 году – 80 млн тонн, в 2030 –150 млн тонн, а к 2035 – более 200 млн тонн. Стоит отметить, что, несмотря на существующие макроэкономические и внешнеполитические вызовы, за 2022 год по арктическим морям было доставлено 34 млн тонн грузов, что на 3% больше, чем в 2021 году (и это на 2 млн тонн превысило целевой показатель федерального проекта по развитию СМП). Ожидается, что в 2023 году этот показатель превысит 36 млн тонн, а в 2024 году, по оценкам Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, объем грузопотока по СМП удвоится до 72 млн тонн. То есть интерес к перевозкам по СМП по-прежнему сохраняется.

Очевидно, что реализация таких амбициозных планов требует создания современного сверхмощного флота, развития инфраструктуры на всей протяженности трассы, прокладки высокоширотных трассы коммуникаций, а также проведению работ по дноуглублению портов и подходных каналов. Так, по оценкам Росатома, для обеспечения данных планов по развитию СМП потребность во флоте оценивается на уровне 75–80 судов ледового класса различного назначения.

Безусловно, в профессиональном сообществе есть вопросы в отношении возможности наполнения грузовой базы для обеспечения плановых показателей по перевозкам. Важно понимать следующее: СМП не может существовать в отрыве от промышленных проектов. Транспортно-логистические услуги на трассе СМП – это сервис по транспортировке углеводородов, биоресурсов, продукции минерально-сырьевого комплекса и иных грузов, включая транзитные. Чтобы СМП работал ритмично и эффективно, нужны проекты.

Нужно подчеркнуть, что обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути будет способствовать решению одной из важнейших государственных задач – развитию связанности территорий между собой. Мы имеем самую протяженную сухопутную границу в Арктике (более 22 тыс. км), в российской арктической зоне проживает 2,5 млн человек – более половины всего населения Земли, проживающего за полярным кругом. В России созданы уникальные агломерации, такие как Мурманск (имеющий статус самого крупного города в мире за полярным кругом), Архангельск, Норильск, Нарьян-Мар, Певек. Все эти города, по сути, представляют собой естественные экономические центры освоения Арктики: на их территории расположены уникальные судостроительные и промышленные предприятия, отделения Российской академии наук, образовательные учреждения, проживают сотни тысяч жителей. Стоит сказать, что в Арктике сегодня создается до 15% ВВП государства, а предприятия, работающие в Арктической зоне РФ, формируют до 25% общего объема экспорта.

И развитие круглогодичной навигации по Северному морскому пути позволит еще больше раскрыть потенциал существующих экономических центров по освоению Арктики – это именно тот путь, по которому мы должны идти, я в этом уверен».


Эксперты ПОРА – о рисках и перспективах Северного морского пути:

Читайте также:

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
18 декабря 2023
Комментарии экспертов
Алексей Фадеев