Виктория Пестова – о судостроении и судоремонте в Архангельской области

Виктория Пестова – о судостроении и судоремонте в Архангельской области

Спрос в этой отрасли намного превышает имеющиеся возможности компаний; правительство региона ищет инвестора, готового создать новое судоремонтное предприятие замкнутого цикла


Эксперт ПОРА, заместитель начальника управления стратегического планирования и территориального развития Минэкономпромнауки Архангельской области Виктория Пестова рассказывает о ситуации и перспективах в области судостроения и судоремонта в регионе, в котором эта отрасль промышленности исторически сильна.


Флот

По данным российских классификационных обществ в настоящее время эксплуатируются более 600 морских судов и судов смешанного плавания арктического флота. Значительная часть флота, действующего в Арктике, состоит из рыболовных судов, на них приходится 29 процентов, доля сухогрузных и наливных судов составляет 18% и 10% соответственно. Ледокольный и буксирный флот, обеспечивающий проводку судов, в общей сложности, составляет 16% от всех судов, исследовательский флот – 5%. Более 20% арктического флота приходится на вспомогательный флот: суда снабжения и обеспечения, баржи и т.д.

Арктический флот является относительно молодым по сравнению с другими видами гражданского флота. Это в том числе связано с более жесткими требованиями к безопасности и эксплуатации судов в арктической зоне. Так, средний возраст эксплуатируемых в Арктике судов составляет 27-28 лет.

Одной из основных проблем отрасли судоходства является значительное старение флота без быстрой возможности его обновления. Согласно статистическим данным за последние двадцать лет были списаны более 580 судов арктического флота, введено в эксплуатацию – 224 судна. 

Принимая во внимание сохраняющуюся тенденцию к старению флота и невозможности обеспечить в достаточной мере его сменяемость, ключевым фактором устойчивого судоходства в Арктике станет обеспечение качественного судоремонта.

Рост количества судов арктического флота в совокупности с запретом захода для судов под российским флагом в иностранные порты для проведения ремонта и технического обслуживания обуславливает необходимость создания современного высокотехнологического судоремонтного предприятия в Арктической зоне Российской Федерации.


Действующие предприятия

Формирование арктического транспортного флота и достаточность мощностей для его безопасной эксплуатации являются одними из ключевых факторов развития Северного морского пути. Поэтому стратегически важное значение приобретает развитие отечественного судостроения и судоремонта, а они относятся к ведущим отраслям экономики Архангельской области. Оборонные гиганты Северодвинска: «Севмаш», «Звездочка», «Арктика», – строят и ремонтируют суперсовременные атомные подводные лодки и военные корабли. Исторически сложилось, что они являются исполнителями гособоронзаказа для нужд ВМФ России. Вместе с тем предприятия обладают опытом и компетенциями в реализации гражданских арктических проектов, в частности, в строительстве морских платформ 

и специализированных судов для обустройства и эксплуатации месторождений нефти и газа на арктическом шельфе, изготовлении судового комплектующего оборудования и специальной морской техники для использования в условиях высоких широт.

На «Севмаше» и «Звездочке» построены первые отечественные подобные установки: это самоподъемная плавучая буровая установка «Арктическая» и морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная». Сейчас предприятия участвуют в изготовлении деталей и секций для 12-го суперблока ледостойкой стационарной платформы «А» для освоения месторождения «Каменомысское-море». «Севмаш» строит уникальный обитаемый подводный аппарат, предназначенный для выполнения работ, связанных с эксплуатацией морских магистральных газопроводов.

Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными Центром пропульсивных систем «Звездочки» – мощнейшим комплексом, который имеет возможность удовлетворить растущие потребности российского и зарубежного флота в движительных комплексах и компонентах к ним. Уже сейчас есть понимание, что винторулевые колонки мощностью 9 МВт будут установлены на одном из строящихся современных ледоколов.


Предприятия активно реализуют инвестиционные проекты, направленные 

на модернизацию и расширение производственных мощностей. Общий объем инвестиций в проекты составляет свыше 50 млрд рублей. Среди наиболее значимых проектов: строительство новых плавучих доков для «Севмаша» и «Звездочки» грузоподъемностью 25 и 5 тысяч тонн соответственно, техническое перевооружение наливной док-камеры «Звездочки», строительство «Арктикой» нового цеха для организации производства. Кроме того, в 2022 году на верфях судоремонтного завода «Красная кузница» приступили к строительству серии из четырех пассажирских судов ледового класса для обеспечения транспортной доступности жителей островных территорий Онеги и Архангельска.

В регионе имеется и ряд частных судоремонтных компаний, способных выполнять все виды судоремонта. Компании обладают многолетним опытом обслуживания судов различных типов, включая суда арктического класса, активно наращивают объемы производства, а также модернизируют и расширяют производственные мощности.

В рамках реализации Комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года предусмотрено проектирование и строительство подводных гидротехнических сооружений на подходах к судоремонтным предприятиям, а также производство дноуглубительных работ в их акватории для возможности приема судов бОльших габаритов.

Важно отметить высокий кадровый потенциал Архангельской области для производства судостроения и судоремонта. На территории региона 9 учебных заведений осуществляют подготовку и выпуск по основным отраслевым специальностям: судостроитель-судоремонтник, сварщик, токарь, фрезеровщик, оператор станков с программным управлением. Ежегодный объем выпуска по данным специальностям составляет порядка 900 человек. 


Потребность рынка

Правительство Архангельской области совместно с экспертами отрасли провело маркетинговое исследование рынка судоремонтных услуг. Исследование позволило обосновать необходимость создания нового судоремонтного производства в Архангельской области и сформировать инвестиционное предложение. Потенциальный инвестор получит готовый пакет: предложения по площадкам для размещения нового производства, оценку объема затрат на его создание, объем потенциальных заказов, а также возможность стать резидентом АЗРФ или ТОРа.

В настоящее время потребность в судоремонтных услугах для арктического флота (порядка 600 морских судов) в два раза превышает имеющиеся мощности судоремонтных предприятий Северо-Западного федерального округа. Даже при проведении модернизации и ввода в эксплуатацию новых мощностей спрос будет в 1,5 раза превышать предложение.

В отношении судов, тяготеющих к морскому порту Архангельск и пользующихся судоремонтными услугами Архангельских верфей (порядка 272 морских судна), потребность в судоремонте в 3 раза превышает предложение, а с учетом ввода новых мощностей действующими судоремонтными предприятиями региона в среднесрочной перспективе спрос в 1,5 раза будет превышать предложение.

Дополнительно выявлен дефицитный сегмент по доковому весу на судоремонтных предприятиях Архангельской области. Потребность в судоремонте для категории судов по доковому весу 9 000 – 15 000 тонн (в настоящее время в регионе отсутствуют судоремонтные мощности для данной категории судов) даже с учетом ввода в эксплуатацию нового судоремонтного предприятия на территории региона в 2,5 раза будет превышать предложение, а для категории судов по доковому весу до 3000 тонн и от 3000 тонн до 6000 тонн – в 2 раза. 

Создание нового судоремонтного предприятия замкнутого цикла в Архангельской области позволит частично нивелировать дефицит на услуги ремонта и технического обслуживания судов арктического флота для российских судовладельцев, не имеющих возможность уводить суда для ремонта на иностранные верфи в связи с существующими санкционными ограничениями. Предприятие будет иметь полную загрузку, что обеспечит прибыльность его работы, а также позволит повысить привлекательность региона как судоремонтного кластера и обеспечит прирост загрузки производителей и поставщиков оборудования и материалов.

В предыдущей публикации Виктория Пестова рассказала о перспективах развития морского порта Архангельск.


Эксперты ПОРА – о рисках и перспективах Северного морского пути:

Читайте также:

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
20 декабря 2023
Комментарии экспертов