Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны
Координатор экспертного совета ПОРА, доцент ИОН РАНХиГС, к.х.н. называет факторы влияния Северного морского пути на макроэкономическом уровне на развитие страны
«Северный морской путь уже оказывает огромное влияние на мировую экономику. Мы видим, что СМП — это не просто транзит перевозки грузов, хотя здесь достигнуты впечатляющие результаты. Следует отметить и рост объемов перевозок по СМП, и вовлечение Балтики (Калининграда) в арктические маршруты. В результате работы Севморпути складывается новая экономика всей Арктической зоны. Перечислим ее основные характеристики.
1. Развитие Севморпути способствует развитию прилегающий к нему территории АЗРФ. Строятся и развиваются порты. Естественно, развивается инфраструктура вокруг этих портов. Возникают новые производства, создаются новые рабочие места. Растут доходы граждан, что вызывает рост качества жизни населения и снижает социальную напряженность в АЗРФ.
2. Происходящие изменения положительным образом сказываются на развитии различных производств в Российской Арктике. С учетом современных изменений, связанных с энергопереходом, необходимо полностью изменить подход к добыче углеводородов в АЗРФ. И уже существует реальная возможность строить предприятия газохимической и нефтехимической переработки прямо в регионах Арктики или в соседних регионах. Такие производства уже создаются. В частности, это позволяет задействовать такой ресурс, как климат, для производства сжиженного газа. Кроме того, упрощается и вывоз такой продукции с использованием СМП. Также важно, что при реализации таких производственных проектов возможно применение различных форм взаимодействия государства и бизнеса. Это могут быть офсетные и офтейковые контракты. Также перспективно использование контрактов жизненного цикла. Перспективным становится и применение специальных инвестиционных контрактов, которые позволят реализовать крупные проекты.
3. Эти перспективные проекты, а также традиционные проекты по добыче сырья (углеводородов и других полезных ископаемых) позволят сформировать грузовую базу для СМП и обеспечить ее рост в перспективе.
4. На развитие экономики Российской Арктики будут оказывать влияние опорные города и поселения АЗРФ. Именно здесь, благодаря проектам развития, а также мощной федеральной и региональной поддержке и участию крупных компаний, начнет развиваться производство, сюда будут привлекаться инвестиционные ресурсы, как российские, так и из дружественных стран. Список таких опорных населенных пунктов и поселений в Арктике уже определен распоряжением правительства РФ от 28 ноября 2023 г. № 3377-р. Всего в перечень вошли 16 отдельных населенных пунктов и агломераций, расположенных в девяти регионах, относящихся к Арктической зоне РФ — в Карелии, Коми, Якутии, Красноярском крае, Архангельской, Мурманской областях, Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах. Эти города и поселения станут точками экономического роста в Арктике.
5. Благодаря такому подходу к развитию российского Севера возникает реальная возможность обеспечить рост ВВП при движении грузов по СМП. Часть грузов, доставленных в населенные пункты (порты), будет подвергаться переработке и далее доставляться в следующий пункт с добавленной стоимостью, реализовываться там или поставляться для реализации дальше в регионы России. Подобным образом реализуется принцип, заложенный в проекте Китая «Один пояс – один путь». Таким же образом Арктика может стать реальным экономически поясом России, связанным посредством СМП».
Эксперты ПОРА – о рисках и перспективах Северного морского пути:
- Александр Бондар: «Авиационным крылом можно будет достать до любой точки Севморпути»
- Елена Воронина – составляющие Севморпути должны работать скоординированно
- Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны
- Михаил Григорьев – о рисках ключевых арктических добычных проектов
- Кэ Дзинь: Логистика на Севморпути для Китая очень выгодная
- Николай Доронин – как Россия может ответить на экспансию США на арктическом шельфе
- Павел Иванкин: «Каменный уголь сложно рассматривать как груз, тяготеющий к транзиту по Севморпути»
- Андрей Криворотов: наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью
- Сергей Неустроев – как закон о северном завозе повлияет на развитие Севморпути
- Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть
- Сергей Никоноров: Севморпуть – стратегический ресурс России
- Владимир Панов: Вопросы Севморпути обсуждаются интенсивнее, чем год назад
- Виктория Пестова – о перспективах развития морского порта Архангельск
- Виктория Пестова – о судостроении и судоремонте в Архангельской области
- Валерия Савинова – в российской Арктике должны быть новые исследовательские станции
- Ирина Стрельникова: Севморпуть – это национальный транспортный маршрут
- Алексей Фадеев – Северный морской путь в современной геополитике
- Юлия Харламова: развитие Севморпути подтвердит геоэкономические амбиции России
- Алексей Чекунков: Созидательное, мирное развитие Арктики защищено Северным флотом
Читайте также:
- Транзит по СМП: фантастика или сценарий будущего? Итоги экспертной дискуссии в «Деловом Петербурге»
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.