Виктория Богинская: города в Арктике должны быть компактными

Виктория Богинская: города в Арктике должны быть компактными

Разработчик мастер-плана Анадыря рассказывает, какие правила диктуют климатические и географические условия при формировании подходов к работе с арктическими населенными пунктами

Правительство России по поручению президента определит перечень арктических населенных пунктов в Арктике, которые будут считаться опорными. Для каждого из них впоследствии будут разработаны мастер-планы развития до 2035 года. Сегодня компактный город в Арктике – единственно верный подход при стратегическом планировании, уверена Виктория Богинская, управляющий партнер проектно-консалтингового центра «ЯРУС», член Союза архитекторов России, член Экспертного совета по созданию стандартов Арктических регионов, разработчик мастер-плана Анадыря. Основой планирования должны быть удобные районы со своими центрами, которые будут закрывать все основные потребности горожан.


«Проекты развития арктических городов требуют особых подходов и применения нетипичных инструментов. В отличие от городов средней полосы России, арктические города представляют собой практически замкнутую городскую экосистему, с минимальным внешним воздействием.

В нашей работе над проектом развития столицы Чукотки, Анадыря, мы искали ответ на вопрос: почему люди должны жить именно там? Чем они должны заниматься? Почему соблазн жизни в доступном, теплом, «материковом» городе не становится ключевым фактором для переезда?

В ходе этих размышлений был выработан ряд гипотез, а также стратегия их подтверждения или опровержения на основе расчета экономической и демографической модели. При формировании пространственной модели важны точные расчеты роста/снижения числа проживающих, ведь именно благодаря людям и существуют города.

Градостроительное планирование имеет важнейшую роль при работе с арктическими регионами, ведь климатические и географические условия диктуют свои правила при формировании подходов к работе с подобными городами. Основой планирования является создание удобных районов со своими центрами, которые должны закрывать все основные потребности горожан. Транспортная инфраструктура должна быть в первую очередь доступной при любых погодных условиях. Формирование новых кластеров застройки и создание благоприятной среды для жизнедеятельности – залог сохранения устойчивого психологического состояния человека в экстремальных условиях. К примеру, подобные города, как правило, расположены в невероятно живописных местах с уникальным ландшафтом. Однако, ввиду погодных условий, большую часть года человек, живущий в Арктике, проводит в закрытых помещениях. Проектирование должно, в том числе, опираться на будущий «вид из окна», играющий особую роль для психоэмоционального состояния людей. 

Используемая система строчной застройки, применяемая к Арктике в XX веке, сегодня ничем не отличается от среднестатистического города центральной России. Сегодня компактный город в Арктике – единственно верный подход при стратегическом планировании. В условиях холодного климата и сильных ветров необходимо сократить время перемещения жителя по городу до всех ключевых объектов – дом, работа, школа, места досуга и прочее. Подобный подход, помимо прочего, обеспечивает уменьшение протяженности инженерных коммуникаций и дорожной инфраструктуры. 

Сервисы и досуговые объекты притяжения должны быть равномерно расположены по всей городской ткани, благодаря чему каждый житель сможет удовлетворить свои базовые потребности в пешей.

Принципиальными подходами в создании открытых общественных пространств на арктической территории является создание «теплых» кордонов и формирование неразрывной инфраструктурной ткани города, оснащенной современными всесезонными решениями для комфортных прогулок и перемещения.

Сервисная и досуговая среда формирует у горожан огромный запрос на многофункциональные учреждения. Для удовлетворения данного запроса мастер-планом должны быть предусмотрены досуговые заведения на первых этажах новых зданий, а также создание многофункциональных культурно-выставочных комплексов. Данные объекты должны быть спроектированы по принципу модульности, с возможностью наполнения независящими друг от друга функциями под «одной крышей». Все отдельностоящие объекты должны быть связаны между собой единым маркерным благоустройством, формирующим досугово-развлекательный маршрут города.

Создание комфортной среды для жизни в арктических городах – ключевая задача не только при разработке мастер-плана, но и при формировании полноценной стратегии развития подобных городов. Использование современных и актуальных подходов позволит минимизировать негативное воздействие на человека и значительно повысить качество жизни, несмотря на суровые внешние условия Арктики.  

Если мы хотим «удержать» Арктику, мы должны сформировать здесь комфортные условия присутствия. В противном случае, сохранить население Арктики будет невозможно».


Эксперты – об опорных арктических городах:

Читайте также:

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.




Экспертный центр "ПОРА"
18 августа 2023
Комментарии экспертов
Виктория Богинская