Виктория Пестова – о двух важных процессах стратегического планирования в АЗРФ
Развитие арктических городов и расширение грузопотока на Севморпути – два важных процесса, которые идут параллельно; оба нуждаются в серьёзном планировании
Эксперт ПОРА, заместитель начальника управления стратегического планирования и территориального развития Минэкономпромнауки Архангельской области рассказывает о сути работы над мастер-планами развития опорных населенных пунктов Арктики – процесса, который должен быть завершен до 1 июля 2024 года, – а также о главном показателе развития арктической водной магистрали – грузопотоке по Северному морскому пути.
О планах развития опорных населенных пунктов Арктики
Работа над формированием мастер-планов ведется органами региональной власти с вовлечением руководителей крупнейших предприятий, научного и экспертного сообщества, жителей агломерации. Эта работа ориентирована на учет перспектив развития предприятий, а также реализуемых ими и планируемых к реализации инвестиционных проектов. Нужно отметить, что жителей всех городов агломераций волнует набор одних и тех же проблем, но на первый план в зависимости от специфики города выходят конкретные вопросы из «общего списка».
Есть три типа сценариев развития агломераций. Инерционный сценарий подразумевает сохранение текущей структуры экономики и развитие имеющейся производственной базы. Базовый сценарий развития направлен на повышение степени передела продукции крупнейших отраслей, развитие научной и образовательной базы под профильные потребности экономики агломерации. Ориентация производства на внутренний рынок и импортозамещение позволит усилить межрегиональные экономические связи. А целевой сценарий развития агломерации предполагает преобразование структуры экономики за счет увеличения доли креативных отраслей (наука и образование, туризм).
Реализация мастер-планов позволит повысить узнаваемость агломерации на федеральном уровне; развить качественную интеллектуальную среду на стыке образования, науки и бизнеса; развить комфортную среду для повседневной жизни, соответствующую по качеству жилья, досуга и сервисов крупнейшим центрам страны.
Целевая модель пространственного развития «приземляет» экономическую модель на территорию города. Она содержит проекты городского развития, которые будут способствовать развитию приоритетных отраслей экономики и привлечению и удержанию человеческого капитала».
О перспективах увеличения грузопотока на Севморпути
Главным индикатором развития СМП является объем перевозимых грузов. Между Минвостокразвития России, ГК «Росатом» и ключевыми грузовладельцами:
ООО «Восток Ойл» (Роснефть), ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ГМК Норильский никель», ООО «Северная звезда (АЕОН), ООО «ГДК Баимская», – заключено шесть обязывающих трехсторонних соглашений в части обеспечения грузопотока по СМП. «Восток Ойл», «Арктик СПГ 1» и «Арктик СПГ 2», «Ямал СПГ», «Норникель», Сырадасайское угольное месторождение в перспективе до 2035 года обеспечат основной целевой грузопоток по СМП.
Также в 2023 году заключены еще 3 аналогичных соглашения с АО «Первая горнорудная компания», ООО «Черногорская ГРК», КОО «Стенмикс холдинг лимитед». Зафиксированные объемы касаются исключительно грузов снабжения.
Кроме того, ГК «Росатом» проработал перенаправление части грузов, транспортируемых в настоящее время из портов Северо-Запада России через Суэцкий канал в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на восточное направление по СМП (внутренний транзит через СМП): в 2023 – 2024 годах в общем объеме порядка 10 млн тонн отечественных грузов.
Минвостокразвития ежеквартально докладывает в правительство России информацию о грузопотоке в акватории СМП, которую направляют в Координационный центр Правительства по установленной форме заинтересованные органы исполнительной власти и крупнейшие грузоотправители. Самая главная задача – вовремя реагировать на изменения внешнеэкономической обстановки и актуализировать показатели.
Эксперты ПОРА – о новых вызовах и возможностях для реализации стратегии развития Арктики:
- Александр Балобанов – о стратегии развития Арктики как результате согласования разных интересов и взаимодействий
- Александр Котов: «Процесс гонки стратегий за быстро ускользающим временем происходит во всех странах»
- Андрей Криворотов: «Чем сложнее текущая обстановка – тем важнее долгосрочная стратегия»
- Михаил Кузнецов: освоение Арктики в ближайшие годы принесет до 60 трлн рублей
- Вячеслав Марача: как разрешить противоречия в стратегических документах развития АЗРФ
- Сергей Неустроев: «Стратегическое планирование в госуправлении важно и нужно»
- Сергей Никоноров: «Стратегическим планированием развития Арктики нужно заниматься обязательно»
- Виктория Пестова – о двух важных процессах стратегического планирования в АЗРФ
- Олег Рой — об интеграции двух районов ХМАО в Арктику
- Елена Чайка: необходима единая пространственная модель развития Арктики на основе градостроительной науки
- Юлия Харламова: «Наличие стратегического планирования вселяет оптимизм»
Читайте также:
- Баллистика, логистика или урбанистика: что планировать в Арктике? В Проектном офисе развития Арктики обсудили содержание и реализацию стратегических документов по развитию АЗРФ
- Проектный офис развития Арктики представил первые результаты оценки достижения целей Стратегии развития Арктики. Об исследовании рассказали в ходе Форума стратегов в Санкт-Петербурге
- Максим Данькин: в обеспечении реализации Стратегии АЗРФ есть разрывы. Об этом гендиректор ПОРА сообщил на заседании комиссии Госсовета РФ по Арктике
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.