Елена Гладун: Развитое законодательство об этнологической экспертизе способствует сохранению этносов

Елена Гладун: Развитое законодательство об этнологической экспертизе способствует сохранению этносов

Эксперт ПОРА Елена Гладун, кандидат юридических наук, профессор Тюменского государственного университета, главный редактор BRICS Law Journal, обозначает основные моменты, которые необходимо принять во внимание при разработке федерального закона об этнологической экспертизе. Закон станет эффективным лишь в том случае, если он будет результатом совместной работы экспертов различных областей знаний и представителей этносов, уверена Гладун.

«Право на этнологическую экспертизу может рассматриваться как реализация права на культурную самобытность и возможность участия в управлении делами государства на исконных землях коренных народов. Полноценная, обязательная этнологическая экспертиза, проводимая в случаях планируемого промышленного проекта, техногенных катастроф, перспективного развития территорий поможет создать равные возможности и для развития культур всех народов страны, и для сосуществования промышленного и традиционного природопользования.

Как уже отмечала эксперт Н.А. Филиппова, в последнее время обсуждение вопросов, связанных с этнологической экспертизой, приобретает новое звучание. После масштабного разлива топлива на Таймыре особенно актуальным стал вопрос принятия закона об этнологической экспертизе на федеральном уровне. Федеральный закон позволит выстроить системную нормативно-правовую базу регулирования этнологической экспертизы в России, повысить эффективность реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов, гарантировать права коренных малочисленных народов, планировать социально-экономическое развитие территорий, где проживают этносы.

Федеральное правовое регулирование в сфере этнологической экспертизы создаст более стабильные условия сохранения и развития исконной среды обитания и социально-культурной среды коренных малочисленных народов, поскольку принятие правовых решений о развитии коренных малочисленных народов, реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также о возмещении ущерба, причиненного коренным малочисленным народам в процессе хозяйственной и иной деятельности будет научно обосновано.

При этом следует учитывать, что цели законодательства об этнологической экспертизе и самой этнологической экспертизы заключаются, прежде всего, не в том, чтобы компенсировать в денежной или иной форме ущерб коренным малочисленным народам, а в том, чтобы обеспечить внедрение и реализацию таких механизмов, которые прежде всего способствовали бы сохранению этносов, передаче дальнейшим поколениям их традиционной самобытной культуры, традиций и обычаев, традиционного образа жизни. Это является действительно важным по той причине, что изменение исконной среды обитания и мест традиционного проживания создает риск необратимых изменений в образе жизни коренных народов.

Принятие самостоятельного федерального закона об этнологической экспертизе позволит установить рамки проведения этнологической экспертизы, которые будут дополняться и конкретизироваться в каждом из субъектов РФ, принимающем свой закон в данной сфере. Это даст возможность отслеживать и оценивать изменения в социальной, культурной, экономической, хозяйственной и иных сферах жизнедеятельности коренных малочисленных народов, оценивать эффективность и целесообразность решений органов государственной власти и местного самоуправления, а также анализировать степень влияния деятельности промышленных компаний на этнокультурную ситуацию. Принятие федерального закона об этнологической экспертизе позволит также фиксировать факты улучшения или ухудшения качества жизни коренных малочисленных народов в связи с деятельностью хозяйствующих субъектов и органов власти. В случае закрепления единых требований и процедур этнологической экспертизы на уровне федерального закона создается возможность отслеживать все виды взаимодействий заинтересованных сторон, а также установить баланс интересов коренных малочисленных народов, хозяйствующих субъектов, органов власти.

Но закон станет эффективным лишь в том случае, если он будет результатом совместной работы экспертов различных областей знаний и представителей этносов. Для разработки федерального закона нужна особая системная работа с использованием междисциплинарного подхода, включающего антропологические, социально-психологические, правовые, экономические и иные методы. Совместная работа должна быть также направлена на вовлечение коренных сообществ в процессы обсуждения правовых норм, значимых для управления их исконными землями».

Эксперты – об этнологической экспертизе:

Читайте также:

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.



Экспертный центр "ПОРА"
18 июля 2023
Комментарии экспертов
этноэкспертиза