Валерия Савинова – в российской Арктике должны быть новые исследовательские станции
Имеющиеся станции нужно серьезно модернизировать, а законсервированные пункты – восстанавливать
В России создается единая система государственного мониторинга окружающей среды. Одной из ее составляющих должна стать самостоятельная подсистема экологического мониторинга в акватории Северного морского пути. При этом стоит задача также организовать эффективные системы навигационного обеспечения, метеорологических наблюдений. Эксперт ПОРА Валерия Савинова, аспирант МАрхИ, независимый архитектор-исследователь напоминает, что в российской Арктике есть полярные базы. Но старые действующие базы нужно обновлять, законсервированные – восстанавливать, а также создавать новые пункты наблюдения.
«Что сейчас с полярными станциями не так? Прежде всего – их мало. А те, что работают и принимают ученых – ветхие, давно превысившие сроки эксплуатации, не отвечающие требованиям архитектуры экстремальных сред и потому остро нуждающиеся в масштабном обновлении.
Всего в Арктике около 100 действующих полярных станций. В рамках рассматриваемого вопроса, можно привести пример метеорологических наблюдений. Для достаточно точных метеосводок необходимо иметь пункты метеонаблюдения, расположенные на равнинных участках на расстоянии не более 100-150 км одна от другой. Штат у этих станций небольшой, и необходимыми наблюдениями занимается несколько сотен человек в лучшем случае. Имеющихся станций недостаточно для достаточных метеосводок и построения убедительных прогнозов.
Но это только одна сторона вопроса, и важно не только увеличить количество станций, но и значительно обновить те, что передают сведения сейчас. Состояние у этих станций, за исключением нескольких новых зданий, плохое. Здания были возведены в 20 веке, большая часть – в первой его половине. Это старые деревянные одноэтажные здания. По крайней мере единожды за весь срок эксплуатации обновлено только около 40 станций, то есть меньше половины. И крайне редко обновление здесь – это действительно хорошее новое здание, чаще это просто небольшой ремонт, нередко силами работников самой станции. Можно утверждать, что все арктические научные станции нуждаются в качественном, современном обновлении. Не косметическом ремонте, не установке новых бытовок, а в полноценных современных зданиях.
Необходимо, однако, добавить и про те станции и базы, что в настоящее время закрыты. Их много, также около ста (за всю историю освоения Арктики на территории России было открыто около 200 станций). Закрытые станции находятся в важных с точки зрения проведения исследований местах. Сейчас это все те же деревянные, неприспособленные к суровым условиям дома, а чаще – развалины и груды мусора. Каждая также нуждается в современном проекте: комфортном для людей, но в то же время безопасном для хрупкой арктической среды».
Эксперты ПОРА – о рисках и перспективах Северного морского пути:
- Александр Бондар: «Авиационным крылом можно будет достать до любой точки Севморпути»
- Елена Воронина – составляющие Севморпути должны работать скоординированно
- Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны
- Михаил Григорьев – о рисках ключевых арктических добычных проектов
- Кэ Дзинь: Логистика на Севморпути для Китая очень выгодная
- Николай Доронин – как Россия может ответить на экспансию США на арктическом шельфе
- Павел Иванкин: «Каменный уголь сложно рассматривать как груз, тяготеющий к транзиту по Севморпути»
- Андрей Криворотов: наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью
- Сергей Неустроев – как закон о северном завозе повлияет на развитие Севморпути
- Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть
- Сергей Никоноров: Севморпуть – стратегический ресурс России
- Владимир Панов: Вопросы Севморпути обсуждаются интенсивнее, чем год назад
- Виктория Пестова – о перспективах развития морского порта Архангельск
- Виктория Пестова – о судостроении и судоремонте в Архангельской области
- Валерия Савинова – в российской Арктике должны быть новые исследовательские станции
- Ирина Стрельникова: Севморпуть – это национальный транспортный маршрут
- Алексей Фадеев – Северный морской путь в современной геополитике
- Юлия Харламова: развитие Севморпути подтвердит геоэкономические амбиции России
- Алексей Чекунков: Созидательное, мирное развитие Арктики защищено Северным флотом
Читайте также:
- Транзит по СМП: фантастика или сценарий будущего? Итоги экспертной дискуссии в «Деловом Петербурге»
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.