Юлия Харламова: развитие Севморпути подтвердит геоэкономические амбиции России
При этом в перспективе Россию ожидает жесткая конкурентная борьба за право обладания этим транспортным маршрутом
Арктика является регионом быстро растущего международного соперничества. Это в первую очередь касается проблематики развития Северного морского пути. Если Россия не будет последовательна в реализации своих планов относительно Арктики и СМП в частности, то в мировой повестке актуально встанет вопрос о правообладании выгодным транзитным маршрутом и природными богатствами Арктики вне интересов России и ее многонационального народа, подчеркивает Юлия Харламова, профессор Московского государственного института культуры. Эта публикация продолжает развитие идей, изложенных автором в колонке «Севморпуть как часть восточного вектора транспортной геостратегии России». В материале, опубликованном в сентябре 2023 года, Харламова объяснила роль Северного морского пути в ряду глобальных транспортных магистралей, в развитии которых Россия должна тщательно учитывать интересы соседних государств.
«Одним из важнейших направлений деятельности России в Арктике выступает рациональное, экономически обоснованное опережающее развитие транспортной инфраструктуры. Политика российского государства в области развития арктического судоходства должна опираться на то, что Северный морской путь является исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией в арктической России, которая в долгосрочной перспективе определяется в качестве мощной минерально-сырьевой базы страны. Запуск проекта СМП на полную мощность станет не только подтверждением державных геоэкономических амбиций России, но и индикатором правильного модернизационного политического курса руководства страны.
Однако можно уверенно прогнозировать, что в перспективе Россию ожидает жесткая конкурентная борьба за право обладания СМП, причем одновременно необходимо понимание и того, что современное российское государство пока не обладает ни достаточными экономическими ресурсами, ни передовыми высокими технологиями освоения кратчайшего маршрута из Европы в Азию.
Для обеспечения транспортировки грузов по Северному морскому пути, которая бы отвечала требованиям развитости портовой и логистической инфраструктуры, современной России предстоит сделать очень многое. В первую очередь, реконструировать подходный канал порта в Архангельске, построить морской порт в городе Беломорске; развить инфраструктуру портов Мурманск, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Находка, Магадан, Холмск, Анадырь, портопунктов Камчатского края и Сахалинской области, построить порт в районе посёлка Набиль и терминалы, обеспечивающие работу трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. При этом существуют опасения на предмет того, что Россия затратит серьезные средства на обеспечение развития Севморпути, а эффект получат перевозчики в основном из стран Европы и Азии, так как российских грузов на магистрали будет сравнительно мало.
Привлечение Китая в Арктику для укрепления совместного влияния Китая и России на международной арене может сделать стратегическое партнёрство между ними более сбалансированным. В Арктике соотношение сил с учётом российского проекта Большой Евразии (единого евразийского экономического пространства) и китайской инициативы «Один пояс – один путь» представляется более сбалансированным, поскольку Россия обладает монопольным контролем над территорией, тогда как Китай готов предоставить финансирование и обеспечить товарооборот. Для обоснования инфраструктурных инвестиций важно наличие синергетического эффекта и экономии масштаба. Так, арктический транспортный коридор также может быть задействован в энергетических проектах, при проведении научных и исследовательских работ, для развития туризма и развёртывания военных сил. Сопряжение инициативы «Один пояс – один путь» с СМП продуктивно могло бы произойти через дальневосточные порты РФ (в частности, морской порт Зарубино) и развитие инфраструктуры в Приморском крае РФ и северо-восточных регионах КНР».
Эксперты ПОРА – о рисках и перспективах Северного морского пути:
- Александр Бондар: «Авиационным крылом можно будет достать до любой точки Севморпути»
- Елена Воронина – составляющие Севморпути должны работать скоординированно
- Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны
- Михаил Григорьев – о рисках ключевых арктических добычных проектов
- Кэ Дзинь: Логистика на Севморпути для Китая очень выгодная
- Николай Доронин – как Россия может ответить на экспансию США на арктическом шельфе
- Павел Иванкин: «Каменный уголь сложно рассматривать как груз, тяготеющий к транзиту по Севморпути»
- Андрей Криворотов: наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью
- Сергей Неустроев – как закон о северном завозе повлияет на развитие Севморпути
- Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть
- Сергей Никоноров: Севморпуть – стратегический ресурс России
- Владимир Панов: Вопросы Севморпути обсуждаются интенсивнее, чем год назад
- Виктория Пестова – о перспективах развития морского порта Архангельск
- Виктория Пестова – о судостроении и судоремонте в Архангельской области
- Валерия Савинова – в российской Арктике должны быть новые исследовательские станции
- Ирина Стрельникова: Севморпуть – это национальный транспортный маршрут
- Алексей Фадеев – Северный морской путь в современной геополитике
- Юлия Харламова: развитие Севморпути подтвердит геоэкономические амбиции России
- Алексей Чекунков: Созидательное, мирное развитие Арктики защищено Северным флотом
Читайте также:
- Транзит по СМП: фантастика или сценарий будущего? Итоги экспертной дискуссии в «Деловом Петербурге»
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.